Направления оказания влияния на систему и управления ею
Влияние на систему можно оказывать, реализуя функции управления (анализ, планирование, организацию деятельности, учет, контроль и т.п.), при этом объектами исследования и воздействия могут быть отдельные элементы или их группы, отношения между элементами, свойства системы и ее элементов, или воздействуя на любые виды обеспечения деятельности, формирования, развития системы и ее элементов, на ситуацию. На что именно оказывать воздействие, желая изменить что-либо в системе, определяет сам исследователь или управляющий, опираясь на результаты познания системы и всех ее аспектов, разработанные им модели, установленные связи в системе и системы со средой, гипотезы, касающиеся причин и следствий, факторов и различных форм воздействия и результатов. Чаще всего влияние на систему осуществляется комплексно, и с применением ряда способов, и с направлением воздействия на ряд локальных объектов системы. Основные направления влияния на систему показаны на рис. 1.6.
Влиятельные индивиды и группы влияния — это отдельные личности и группы людей, способные оказать воздействие на формирование, функционирование и изменение этической системы организации. Существует множество определений групп влияния (стейкхолдеров), чаще всего это любая группа или индивид, которые могут влиять на деятельность организации. Группы влияния -это еще и совокупность лидеров мнений по определенной исследуемой тематике. В рассматриваемом случае можно считать такими влиятельными личностями руководителей организации разного уровня (менеджмент), а группами влияния — группы, команды руководителей, привносящие свои этические представления в этическую систему подчиненного им коллектива или организации в целом и способные инициировать и проводить изменения этических систем подчиненных групп людей.
Рис. 1.6. Модель влияния на систему
Отношения в системе и системы со средой
Уместно в связи с исследованиями отношений системы и среды, в которой она пребывает и из которой вычленяется, определить такое явление, как общественные отношения.
Общественные отношения — это многообразные связи между социальными группами, нациями, религиозными общинами, а также внутри них в процессе их экономической, социальной, политической, культурной и другой деятельности; они оказывают значительное влияние на личные отношения людей, связанных непосредственными контактами.
Отношения моральные — особый вид общественных отношений, совокупность зависимостей и связей, которые возникают у людей в процессе их нравственной деятельности. Это отношения, лежащие в плоскости категорий морали: добро, зло, справедливость, честность и т.п.
Отношения можно классифицировать:
— по характеру — отношения сотрудничества, конфликта, подчинения, принуждения, власти, компромисса, формальные и неформальные;
— по объекту — по отношению к чему (к кому) человек имеет обязанности и какого они рода: к обществу, труду, профессии, членам группы, к женщине, к семье (дружба, обязательство, благодарность и т.п.), в том числе отношения с негативным знаком (неприязнь, игнорирование, хамство и т.п.);
— по форме — каким образом выступает нравственное требование, насколько обобщенный или конкретный характер имеет (единичное предписание, предписание множеству людей действовать определенным образом в определенных ситуациях, формировать в себе моральные качества); долг, ответственность, честь, достоинство, совесть, в которых проявляется форма самоконтроля;
— по способу общественной связи между людьми в процессе их совместной деятельности (дисциплина, традиции, обычаи, нравы, привычки, санкции, примеры, почины, авторитет, соревнование, самодеятельность, творчество).
В качестве демонстрации многообразия подходов к типологии отношений можно привести несколько характеристик, обычно связываемых с группами в организациях:
— функциональная структура отражает формальную сторону группового взаимодействия, а неформальная структура, основанная на отношениях симпатии-антипатии, предпочтения-отторжения, отражает неформальную сторону;
— групповые процессы — это процессы коммуникации, отношения интеракции (статус, роль, положение членов группы и их изменения), перцепции (восприятие членами группы других членов и других групп), аттракции (привлекательность, влечение), а также организационные процессы (образование группы, формирование, нарастание сплоченности, давление в группе, лидерство, организация совместной деятельности, принятия решений).
В зависимости от целей и моделей объекта исследования можно выделить формы и типы взаимоотношений людей как элемента их культуры. В зависимости от специфики рассматриваемой культурной среды есть возможность выделить и исследовать следующие отношения: формальные, неформальные, устойчивые, случайные, конкурентные, кооперативные, отношения обмена, конфликта, организационные, семейные, межгрупповые, межличностные, межорганизационные, межгосударственные и другие отношения.