Направления долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации
Концепция-2020 разработана в соответствии с поручением Президента РФ по итогам заседания Государственного совета РФ, состоявшегося 21 июля 2006 г., и утверждена распоряжением Правительства РФ.
Цель разработки Концепции-2020 – определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе (2008– 2020 гг.) устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе.
В соответствии с этой целью в Концепции-2020 сформулированы:
– основные направления долгосрочного социально-экономического развития страны с учетом вызовов предстоящего периода;
– стратегия достижения поставленных целей, включая способы, направления и этапы;
– формы и механизмы стратегического партнерства государства, бизнеса и общества;
– цели, целевые индикаторы, приоритеты и основные задачи долгосрочной государственной политики в социальной сфере, в сфере науки и технологий, а также структурных преобразований в экономике;
– цели и приоритеты внешнеэкономической политики;
– параметры пространственного развития российской экономики, цели и задачи территориального развития.
В Концепции-2020 отмечается, что в середине 2000-х гг. российская экономика оказалась перед долговременными системными вызовами, отражающими как мировые тенденции, так и внутренние барьеры развития.
Первый вызов – усиление глобальной конкуренции, охватывающей не только традиционные рынки товаров, капиталов, технологий и рабочей силы, но и системы национального управления, поддержки инноваций, развития человеческого потенциала. Основными характеристиками развития мировой экономики, оказывающими серьезное влияние на социально-экономические процессы в России, в ближайшие 10–15 лет будут возобновление роста мировой экономики после преодоления кризиса, появление новых мировых центров экономического развития в Азии и Латинской Америке при сохранении дисбалансов в мировой торговле и необходимости перестройки мирового экономического порядка и финансовой архитектуры, старение населения в развитых странах на фоне быстрого роста населения в развивающихся странах.
Предстоящий период характеризуется структурной перестройкой мирового хозяйства, связанной с изменением баланса между ее экономическими центрами, возрастанием роли региональных экономических союзов. Следствием мирового финансового кризиса может стать развитие кризиса производства, сопровождаемого снижением сырьевых цен и замедлением темпов роста мировой экономики в 2009– 2010 гг. Сочетание кризисных процессов с высокими темпами роста инфляции может привести к развитию стагфляции, которая наблюдалась в мировой экономике в 1980-е гг. Кризисные явления в мировой экономике обусловливают необходимость повышения устойчивости экономики России и ее способности нейтрализовать негативные воздействия мировых рынков. Динамика курсов акций и цен на сырьевые товары повышают актуальность перехода России на инновационный тип экономического развития, а также формирования в стране самостоятельной мощной финансовой системы.
Для России трансформация мировой экономики создает новые возможности для развития внешнеэкономической интеграции, укрепления и расширения позиций на мировых рынках, импорта технологий и капитала.
Второй вызов – ожидаемая новая волна технологических изменений, усиливающая роль инноваций в социально-экономическом развитии и снижающая влияние многих традиционных факторов роста. В ближайшее десятилетие развитые страны перейдут к формированию повой технологической базы экономических систем, основанной на использовании новейших достижений в области биотехнологий, информатики и нанотехнологий, в том числе в здравоохранении и других сферах.
Отставание в развитии новых технологий последнего поколения может снизить конкурентоспособность российской экономики, а также повысить ее уязвимость в условиях нарастающего геополитического соперничества.
Третий вызов – возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития. Уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики в значительной степени определяется качеством профессиональных кадров и уровнем их социализации. Россия не сможет в дальнейшем поддерживать конкурентные позиции в мировой экономике за счет дешевизны рабочей силы и экономии на развитии образования и здравоохранения.
Для России ответ на этот вызов предполагает преодоление имеющихся негативных тенденций в развитии человеческого потенциала, которые характеризуются сокращением численности населения и уровня занятости в экономике, растущей конкуренцией с европейскими и азиатскими рынками в отношении квалифицированных кадров, низким качеством и снижением уровня доступности социальных услуг в сфере здравоохранения и образования.
Четвертый вызов – исчерпание потенциала экспортно-сырьевой модели экономического развития в условиях трансформации мировой экономики, неустойчивой конъюнктуры мирового рынка энергоносителей, недостаточного развития транспортной и энергетической инфраструктуры и дефицита квалифицированных инженерных и рабочих кадров.
Действие структурных ограничений усиливается нерешенностью ряда социальных и институциональных проблем России, важнейшими из которых авторы Концепции-2020 считают следующие:
– высокий уровень социального неравенства и региональной дифференциации;
– высокие риски ведения предпринимательской деятельности, в том числе в связи с наличием коррупции, излишними административными барьерами, недостаточным уровнем защиты прав собственности, непрозрачностью системы земельных отношений, низкой корпоративной культурой;
– слабое развитие форм самоорганизации и саморегулирования бизнеса и общества, низкий уровень доверия в сочетании с низким уровнем эффективности государственного управления;
– низкий уровень конкуренции на ряде рынков, не создающий для предприятий стимулов к повышению производительности труда;
– недостаточный уровень развития национальной инновационной системы, координации образования, науки и бизнеса.
Важно!
Стратегическая цель социально-экономического развития России сформулирована в Концепции-2020 как достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI в., занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан. В 2015–2020 гг. Россия должна войти в пятерку стран-лидеров по объему ВВП (по паритету покупательной способности). Достижение этой цели означает формирование качественно нового образа будущей России к концу следующего десятилетия.
Российская экономика не только должна остаться мировым лидером в энергетическом секторе, но и создать конкурентоспособную экономику знаний и высоких технологий. При этом под экономикой знаний и высоких технологий понимаются сферы профессионального образования, высокотехнологичной медицинской помощи, науки и опытно-конструкторских разработок, связи и телекоммуникаций, наукоемкие подотрасли химии и машиностроения (для статистических оценок используется группировка образования и здравоохранения в целом, науки и информации, секторов связи и машиностроения).
Системное решение поставленных задач состоит в переходе российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально ориентированному типу развития. Это позволит резко расширить конкурентный потенциал российской экономики за счет наращивания ее сравнительных преимуществ в науке, образовании и высоких технологиях и на этой основе задействовать новые источники экономического роста и повышения благосостояния.
Задачи превращения России в глобального лидера мировой экономики, выхода на уровень развитых стран по показателям социального благосостояния диктуют новые требования к системе здравоохранения. С одной стороны, растет ценность здоровья в системе приоритетов общества, возникают новые медицинские и социальные технологии, связанные с изменениями в демографической структуре населения. С другой – благодаря развитию медицинских технологий существенно повышаются возможности реально влиять на показатели здоровья населения, о чем свидетельствуют значительные успехи в борьбе с наиболее опасными для жизни заболеваниями, достигнутые в развитых странах.
Система здравоохранения, несмотря на предпринимаемые в последние годы усилия властей, пока еще не обеспечивает достаточность государственных гарантий медицинской помощи, ее доступность и высокое качество. Заболеваемость населения продолжает расти, что связано, с одной стороны, с увеличением доли пожилого населения и с более эффективной выявляемостью заболеваний с помощью новых методов диагностики, а с другой – с неэффективностью системы профилактики и предотвращения заболеваний. Если в 2000 г., по данным Росстата, было зарегистрировано 106328 случаев заболеваний с впервые выявленным диагнозом, то в 2012 г. – 113688 случаев. Заметно возросло число случаев заболеваний, приводящих к смерти, например, число случаев заболеваний системы кровообращения возросло в 2 раза, онкологических – в 1,6 раза.
Один из важнейших индикаторов эффективности здравоохранения любой страны – средняя продолжительность жизни лиц, страдающих хроническими заболеваниями. В России она составляет 12 лет, а в странах ЕС – 18–20 лет. С 1990 г. отмечается резкое увеличение числа детей, родившихся больными или заболевших в период новорожденности. В 2000–2006 гг. этот показатель достиг 40% от общего числа детей, родившихся живыми. Инвалидность в России не уменьшается, в том числе и среди лиц трудоспособного возраста, доля которых в общем числе лиц, впервые признанных инвалидами, составляет не менее 40%. Всего инвалидов в России около 14 млн чел., в том числе 523 тыс. детей. Это говорит о невысоком качестве медицинской помощи и неадекватной социальной реабилитации. В структуре первичной инвалидности взрослого населения преобладают сердечно-сосудистые заболевания и злокачественные новообразования. Среди заболеваний, обусловивших развитие инвалидности у детей, лидируют психические расстройства, болезни нервной системы, врожденные аномалии и нарушения обмена веществ.
На состояние здоровья населения России продолжают воздействовать четыре основных фактора риска: высокое артериальное давление, высокий уровень холестерина, табакокурение и чрезмерное потребление алкоголя, вклад которых в структуре общей смертности составляет 87,5%, а в количестве лет жизни с утратой трудоспособности – 58,5%. При этом на первом месте по влиянию на количество лет жизни с утратой трудоспособности (16,5%) стоит злоупотребление алкоголем.
Чтобы улучшить ситуацию с состоянием здоровья граждан, Концепция-2020 предусматривает необходимость обеспечения качественного прорыва в системе здравоохранения. Отрасли нужны инновационные разработки в сфере профилактики, диагностики и лечения заболеваний, включая восстановительное лечение, эффективная система подготовки и переподготовки медицинских кадров, современные высокотехнологичные информационные системы.
Основной целью государственной политики в области здравоохранения на период до 2020 г. должно стать формирование системы, обеспечивающей доступность медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки. Для достижения этих целей принята программа развития здравоохранения (см. параграф 5.4).