Внешний контроль за финансово-хозяйственной деятельностью акционерного общества
Второй предписанной акционерным законодательством формой контроля за финансово-хозяйственной деятельностью акционерных компаний выступает внешний аудит, осуществляемый в порядке, определенном законом и уставом (п. 5 ст. 103 ГК РФ). Вообще, аудит – это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности (п. 3 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"). Одними из основных правовых средств обеспечения независимости аудиторской деятельности являются: а) установление статусных требований к аудитору как лицу, не связанному имущественными интересами с обществом или его акционерами (см. ст. 8 Федерального закона "Об аудиторской деятельности") и не относящему к корпоративным органам (аудитор действует на договорных началах с обществом); б) наделение субъектов аудита набором прав (в частности, правом самостоятельного определения форм и методов проведения аудита, а также состава аудиторской группы, правом получения у должностных лиц аудируемой организации разъяснений и подтверждений в устной и письменной формах по возникшим в ходе аудита вопросам) и возложение на аудируемых лиц соответствующих обязанностей (например, по созданию условий для своевременного и полного проведения аудита, предоставлению информации и документов и т.п.) (см. ст. 13, 14 указанного Закона). Вполне очевидно, что аудит не подменяет контроля достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, осуществляемого уполномоченными государственными органами и органами местного самоуправления.
Субъектами осуществления аудиторской предпринимательской деятельности, в силу ст. 1, 3, 4 Федерального закона "Об аудиторской деятельности", являются:
1) аудиторские организации – коммерческие организации, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций аудиторов;
2) индивидуальные аудиторы – индивидуальные предприниматели, получившие квалификационный аттестат аудитора и являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций аудиторов.
Заметим, что в части обозначения субъектов проведения аудита имеются терминологические разночтения между Законом об АО и Федеральным законом "Об аудиторской деятельности": если Закон об АО понимает под аудитором как гражданина, так и аудиторскую организацию, то второй нормативный акт – исключительно физическое лицо.
Фигура аудитора утверждается на общем собрании акционеров; по общему правилу, – на годовом (п. 1 ст. 47, п. 2 ст. 54, п. 2 ст. 86 Закона об АО). С аудитором заключается гражданско-правовой договор возмездного оказания аудиторских услуг, причем размер оплаты услуг определяется советом директоров (наблюдательным советом) (подп. 10 п. 1 ст. 65, п. 2 ст. 86 Закона об АО). Естественно, что размер денежного вознаграждения не может быть поставлен в зависимость от выполнения каких бы то ни было требований аудируемых лиц о содержании выводов, которые могут быть сделаны в результате аудита.
Согласно п. 1 ст. 86 Закона об АО проверку финансово-хозяйственной деятельности общества вправе осуществлять как гражданин-аудитор, так и аудиторская организация. Однако здесь стоит учитывать, что в соответствии с п. 3 ст. 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, других кредитных и страховых организаций, а также консолидированной отчетности проводится только аудиторскими организациями.
Итак, законодательство особо выделяет обязательный аудит, проводимый ежегодно (п. 2 ст. 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности") перед опубликованием обществом годового отчета и годовой бухгалтерской отчетности (п. 3 ст. 88 Закона об АО). По своим целям, предназначению и функциям, – указывает КС РФ в Постановлении от 01.04.2003 № 4-П "По делу о проверке конституционности положения пункта 2 статьи 7 Федерального закона “Об аудиторской деятельности" в связи с жалобой гражданки И. В. Выставкиной”, – обязательный аудит осуществляется в интересах неопределенного круга лиц и государства, т.е. в общественном интересе; его проведение относится к финансовому регулированию и имеет публично-правовой характер.
Применительно к акционерным обществам аудит обязателен:
а) для всех открытых акционерных обществ (п. 1 ст. 97, п. 5 ст. 103 ГК РФ), включая акционерные инвестиционные фонды;
б) для закрытых акционерных обществ – лишь в случаях, предусмотренных федеральным законом, в том числе:
– если они осуществляют публичное размещение облигаций и иных ценных бумаг (п. 2 ст. 97 и п. 5 ст. 103 ГК РФ, п. 2 ст. 92 Закона об АО);
– если общество является кредитной организацией, бюро кредитных историй, страховой организацией, фондовой биржей (п. 1 ст. 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности"), управляющей компанией паевого инвестиционного фонда (ст. 49, 50 Федерального закона "Об инвестиционных фондах"), организатором или оператором лотереи (ст. 23 Федерального закона от 11.11.2003 № 138-ФЗ "О лотереях"). В качестве фактора обязательности проведения аудита в этом случае избран предмет деятельности юридического лица;
– если объем их выручки от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) за предшествующий отчетному год превышает 50 млн руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года превосходит 20 млн руб. (п. 1 ст. 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности"). Здесь уже, как видим, в роли критерия обозначены финансовые показатели организации.
По смыслу Закона об АО аудиторская деятельность не сводится лишь к ежегодной проверке ведения обществом бухгалтерского учета и его отчетности, роль аудитора намного полновеснее. Так:
– повестка дня годового общего собрания акционеров должна включать вопрос об утверждении аудитора (п. 1 ст. 47, п. 2 ст. 54), из чего вытекает вывод о функционировании аудитора в течение достаточно продолжительного периода времени, в том числе не только после окончания финансового года (по итогам которого проводится обязательная ежегодная проверка), в течение которого он был утвержден;
– аудитор вправе потребовать проведения внеочередного общего собрания акционеров (п. 1 ст. 55), а также созыва заседания совета директоров (наблюдательного совета) (п. 1 ст. 68);
– соответствующие лица обязаны доводить до сведения аудитора информацию о заинтересованности в совершении обществом сделки (ст. 82).
Кроме того, наряду с обязательным возможен и так называемый инициативный аудит, проводимый в любое время и не связанный с императивностью ежегодной проверки для акционерных обществ в указанных выше случаях. Прежде всего об инициативном аудите говорят, когда аудиторская проверка инициируется акционером. Согласно п. 5 ст. 103 ГК РФ независимая проверка деятельности любого акционерного общества должна быть проведена во всякое время по требованию акционеров, совокупная доля которых в уставном капитале составляет 10 или более процентов. Особо подчеркнем, что обозначение такой проверки в качестве инициативной вовсе не отменяет ее обязательности (просто обязательность не связана с рассмотренными ранее причинами). Серьезные трудности на практике сопряжены с проблемой системного толкования предписаний п. 5 ст. 103 ГК РФ и п. 2 ст. 86 Закона об АО, сводимой к вопросу о том, кто может выступить в роли аудитора – только уже утвержденный общим собранием акционеров аудитор либо иной аудитор, предложенный акционером (и если да, то должен ли он утверждаться на общем собрании); поднятая проблема еще более усугубляется тогда, когда закрытое общество, не подпадающее под действие правил об обязательном аудите, вообще не утверждало аудитора (хотя, заметим, Закон об АО предписывает утверждение аудитора всякому акционерному обществу – п. 1 ст. 47). Суды главным образом склоняются в пользу допустимости проведения аудиторской проверки по требованию акционера исключительно аудитором, назначенным высшим органом управления (см., например, определение ВАС РФ от 23.06.2009 № ВАС-7847/09, постановления ФАС Уральского округа от 31.08.2004 № Ф09-2836/2004ГК, ФАС Северо-Западного округа от 20.12.1999 № А56-22975/99)[1].
Помимо прочего, не исключен инициативный аудит по решению органов управления акционерного общества, без заявления соответствующего требования акционером (в этом случае, кстати, также встает рассмотренная проблема определения фигуры аудитора только общим собранием акционеров).
По итогам проверки финансово-хозяйственной деятельности аудитор, как и ревизионная комиссия, составляет заключение, требования к содержанию которого определяются ст. 87 Закона об АО, а также федеральными стандартами аудиторской деятельности (ст. 6 Федерального закона "Об аудиторской деятельности").