Лекция 23. Налог на недвижимое имущество и сделки с ним
Владение, пользование и управление объектами недвижимости в той или иной форме связанно с выплатой различных налогов и сборов для финансового обеспечения деятельности государства и регулирования условий производства, структуры народного хозяйства, инвестирования в основные фонды и решения многих других экономических и социальных задач страны. Налогообложение недвижимости, как и другого имущества и доходов в России, строится на основе следующих принципов (табл. 23.1).
Таблица 23.1. Современные принципы налогообложения недвижимого имущества (ст. 3-5 НК РФ)
№ п/п |
Принципы налогообложения |
Основное ОГЛАВЛЕНИЕ (сущность) |
|
||
1 |
Всеобщность |
Каждое лицо должно уплачивать установленные законом налоги и сборы |
|
||
2 |
Справедливость и дифференциация |
Уровень налоговых ставок должен учитывать фактические возможности налогоплательщика исходя из стоимости его недвижимого имущества |
|
||
Обязательность |
Поскольку любое государство не может существовать без налогов, то уплата их неизбежна. При этом для каждого налогоплательщика должно быть выгоднее платить, чем не платить налоги |
|
|||
4 |
Равенство |
o Перед налогом все равны. Налоги и сборы не могут быть дискриминационными и применяться различно, исходя из политических, идеологических, этнических, конфессиональных и иных аналогичных различий между налогоплательщиками o Недопустима дифференциация ставок налогов и сборов, а также льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц и места происхождения капитала |
|||
5 |
Экономичность |
Все налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не препятствовать гражданам в реализации своих конституционных прав |
|||
6 |
Законность |
o Установление, изменение или отмена соответствующих налогов и сборов возможны только на основе законодательства РФ, субъектов РФ и нормативных актов представительных органов местного самоуправления o Не предусмотренные НК РФ налоги и сборы не подлежат уплате |
|||
7 |
Удобство и простота |
Нормативные акты о налогах и сборах должны быть четко сформированы, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в какой сумме он должен платить |
|||
8 |
Системность |
По каждому налогу должны быть определены: - налогоплательщик и объект налогообложения - налоговая база и налоговый период - налоговая ставка и порядок исчисления налога - порядок и сроки уплаты налога - налоговые льготы в необходимых случаях |
|||
9 |
Гибкость |
Налоговая система должна легко адаптироваться к изменениям экономических условий и общественным потребностям, обеспечивать перераспределение ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики |
|||
10 |
Защита налогоплательщика |
o Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности налоговых актов трактуются в пользу налогоплательщика o Законодательные акты, ухудшающие положение налогоплательщика, не имеют обратной силы o Законы и акты, новые налоги и (или) сборы вступают в силу не ранее 1 января следующего года после года их принятия |
|
||
Налогообложение недвижимости, как и всякая особая сфера экономической деятельности в обществе, имеет свои специфические понятия и термины, которые должны применяться в практике с учетом установленного НК РФ содержания (табл. 23.2).
Таблица 23.2. Основные понятия и термины, используемые при налогообложении недвижимого имущества и сделках с ним
№ п/п |
Понятия и термины |
Определение |
|||
1 |
Налог |
Обязательный безвозмездный платеж в бюджет денежных средств (части стоимости недвижимого имущества), принадлежащих юридическим и физическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления |
|||
2 |
Сбор |
Обязательный взнос, уплата которого является одним из условий совершения государственными или иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий (включая предоставление определенных прав или выдачу лицензий) в интересах плательщиков сборов |
|||
3 |
Налогоплательщики и плательщики сборов |
Организации и физические лица, которые обязаны уплачивать соответствующие налоги и(или)сборы |
|||
4 |
Объект налогообложения |
Имущество (объекты недвижимости), прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, услуг) или иное экономическое основание, с которым связано возникновение обязанности но уплате налога |
|
||
5 |
Налоговая база |
Стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения |
|
||
6 |
Налоговая ставка |
Величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы |
|
||
7 |
Налоговый период |
Календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и сумма налога |
|
||
8 |
Налоговые агенты |
Лица, которые обязаны исчислять, удерживать у налогоплательщиков и перечислять налоги в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) |
|
||
9 |
Источник доходов налогоплательщиков |
Организация или физическое лицо, от которых налогоплательщик получает налоги |
|
||
10 |
Недоимка |
Сумма налога или сбора, не уплаченная в установленный законом срок |
|
||
11 |
Налоговые вычеты |
Уменьшение налоговой базы специальной категории налогоплательщиков на установленные законом суммы стандартных, имущественных, социальных и профессиональных вычетов (ст. 218-221 НК РФ) |
|
||
12 |
Налоговые льготы |
Полное или частичное освобождение отдельных категорий плательщиков от уплаты соответствующих налогов, уменьшение налоговой базы, предоставление налогового кредита и т.д. |
|
||
В процессе налоговых отношений по поводу недвижимого имущества и сделок с ними на одной стороне выступают налогоплательщики - предприятия и физические лица, а на другой - налоговые агенты и различные учреждения и организации,
выполняющие свои особые функции в системе налогообложения, в том числе:
o НС России, ее подразделения на местах;
o государственные органы исполнительной власти и местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы и должностные лица, осуществляющие (помимо ФНС) прием и взимание налогов и (или) сборов, а также контроль за их уплатой (сборщики налогов и сборов);
o Министерство финансов РФ, финансовые органы администраций краев, областей, районов и городов - при решении вопросов по отсрочке и рассрочке уплаты налогов и сборов;
o органы государственных внебюджетных фондов;
o Росфинмониторинг и его территориальные подразделения - в случаях нарушения налогоплательщиками налогового законодательства.
Для целей налогообложения важное значение имеет и определение взаимозависимых юридических и физических лиц, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц. В состав взаимозависимых лиц включаются организации и (или) физические лица, если:
o одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации в размере более 20%. Доля косвенного участия одной организации в другой через последовательность иных организаций определяется в виде произведения долей непосредственного участия организаций этой последовательности одна в другой;
o одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;
o лица состоят в соответствии с семейным законодательством РФ в браке, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.
Взаимозависимыми по суду могут быть признаны также лица и по иным основаниям, если будут предоставлены доказательства того, что лица находятся под контролем другого лица либо одно лицо находится под контролем другого лица, который может повлиять на результаты управления недвижимостью.