Налог за добычу (изъятие) природных ресурсов

Плательщиками налога за добычу (изъятие) природных ресурсов признаются организации и индивидуальные предприниматели. Не признаются плательщиками бюджетные организации.

Объект налогообложения возникает при добыче (изъятии) природных ресурсов из установленного НК РБ перечня, который включает в себя, в частности, песок, строительный камень, минеральную воду, калийную и поваренную соль, нефть, железную руду, мореный дуб, янтарь, золото и др.

Налоговая база определяется как объем фактически добытого природного ресурса. Ставки этого налога установлены по каждому из видов природных ресурсов, а налоговый период определен как календарный квартал.

Офшорный сбор

Плательщиками этого сбора признаются белорусские организации и белорусские индивидуальные предприниматели.

К числу объектов обложения НК РБ относит:

- перечисление денежных средств резидентом Республики Беларусь нерезиденту Республики Беларусь, зарегистрированному в офшорной зоне;

- исполнение обязательств в неденежной форме перед нерезидентом, зарегистрированным в офшорной зоне (за исключением некоторых случаев), а также некоторые иные сделки и платежи.

Перечень офшорных зон определяется Президентом Республики Беларусь.

Ставка офшорного сбора установлена в размере 15%. Она применяется к налоговой базе, исчисленной как сумма переводимых средств, стоимость, указанная в договоре, или стоимость переводимых прав (в зависимости от вида операции, проводимой налоговым резидентом Республики Беларусь с резидентом офшорной юрисдикции).

Сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь

Плательщиками этого сбора являются юридические лица, иностранные юридические лица и международные организации, простые товарищества, хозяйственные группы и физические лица - владельцы (пользователи) автомобильных транспортных средств иностранных государств, использующие автомобильные дороги общего пользования Республики Беларусь.

Объектами налогообложения признаются автомобильные транспортные средства: въезжающие на территорию Республики Беларусь; перемещающиеся по территории Республики Беларусь транзитом.

Ставки сбора за проезд и условия проезда автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь устанавливаются Президентом Республики Беларусь.

Все рассмотренные выше налоги относились к группе государственных налогов. В настоящее время к группе местных налогов отнесены только три, а именно:

- налог за владение собаками;

- курортный сбор;

- сбор с заготовителей.

Существенную роль в налоговой системе Республики Беларусь играют особые режимы налогообложения, под которыми понимается специальный порядок исчисления и уплаты налогов, сборов (пошлин), применяемый в случаях, которые устанавливаются Налоговые кодексом. Выше они уже были перечислены, поэтому здесь остановимся более подробно только на одном из них, а именно на налоге при упрощенной системе налогообложения.

Плательщиками этого налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на его уплату. Для перехода на упрощенную систему необходимо соблюдение условий по численности занятых и по размеру валовой выручки. Организации имеют право перейти на упрощенную систему, если по итогам девяти месяцев года, предшествующего тому, в котором организация будет переведена на эту систему, средняя численность занятых не превышает 100 чел. Индивидуальные предприниматели могут переходить на упрощенный режим, если выручка от реализации за девять месяцев не превышает 2 861 250 000 бел. руб.

Плательщики налога при упрощенной системе налогообложения освобождаются от уплаты большинства налогов и сборов, кроме налогов, подлежащих уплате при осуществлении внешнеэкономических операций и ряда пошлин (государственной, патентной), консульского и офшорного сборов и некоторых других.

Обязанность по уплате налога на прибыль сохраняется для этих организаций только в части налога на выплачиваемые дивиденды и доходов от реализации ценных бумаг. Также в некоторых случаях может возникать обязанность по уплате НДС, налога на недвижимость (при наличии объектов, не используемых в производственно-хозяйственной деятельности).

Налоговый кодекс РБ устанавливает и круг организаций, которые не могут переходить на упрощенный режим (производители подакцизных товаров, организации, осуществляющие лотерейную, банковскую, страховую и туристическую деятельность, и некоторые другие).

Объектом налогообложения при упрощенной системе признается факт осуществления предпринимательской деятельности, а налоговая база определяется исходя из валовой выручки, полученной налогоплательщиком (для некоторых организаций допускается возможность использования в качестве налоговой базы валового дохода, определяемого как разность между выручкой от реализации товаров и их покупной стоимостью).

Налоговые ставки, установленные для организаций и индивидуальных предпринимателей, приведены в табл. 4.2.

Таблица 4.2. Налоговые ставки при УСН

Плательщики

Ставка, %

Не уплачивающие НДС

8

Уплачивающие НДС

6

В отношении выручки от реализации товаров за пределы Республики Беларусь

3

Использующие в качестве налоговой базы валовый доход

15

Пониженные ставки устанавливаются для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сельских населенных пунктах.

Налоговым периодом при упрощенной системе налогообложения признается календарный год.

Совершенствование налоговой системы Республики Беларусь в последние годы направлено на радикальное ее упрощение и сближение по составу налогов с налоговыми системами развитых стран.

Так, с 1 января 2011 г. был отменен целый ряд налогов и сборов, в частности:

o местный сбор на развитие территорий (уплачивался по ставке 3% из прибыли);

o местный налог на услуги (уплачивался по ставке 5% от выручки);

o три платежа в составе экологического налога:

- за переработку нефти и нефтепродуктов организациями, осуществляющими переработку нефти;

- за перемещение по территории Республики Беларусь нефти и нефтепродуктов магистральными нефтепроводами и нефтепродуктопроводами транзитом;

- за производство и (или) импорт товаров, содержащих в своем составе 50 и более процентов летучих органических соединений.

Эти меры были направлены на снижение налогового бремени на экономику и расширение инвестиционных ресурсов субъектов хозяйствования.

В порядок исчисления и уплаты отдельных налогов также вносились серьезные изменения. Они касались порядка исчислении НДС, упрощения порядка применения налоговой льготы по прибыли, направленной на финансирование капитальных вложений. Проводилась индексация размеров стандартных налоговых вычетов в соответствии с темпами инфляции и др. Изменения затронули и налоги, уплачиваемые в рамках особых экономических режимов - налог при упрощенной системе налогообложения и единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц.