Налог на чистое имущество
В ряде государств наряду с взиманием регулярного налога на недвижимость вводится отдельный налог, в рамках которого происходит налогообложение имущества – так называемый налог на чистое имущество (net wealth tax) [1]. Этот налог также относится к категории регулярных налогов. Принципиальное отличие налога на чистое имущество от обычного налога на имущество состоит в следующем. Объектом налогообложения налогом на имущество, как правило, являются лишь отдельные виды имущества, в то время как при исчислении налога на чистое имущество обычно учитывается все имущество налогоплательщика, а также его обязательства (долги), связанные с этим имуществом.
Налог на чистое имущество видится привлекательным с точки зрения учета неравенства в уровне благосостояния налогоплательщиков (в частности, установление данного налога с прогрессивной налоговой ставкой может рассматриваться как один из способов введения налога на роскошь). Однако на практике он не получил широкого распространения и применяется преимущественно в европейских государствах (в частности, в Финляндии, Франции, Лихтенштейне, Люксембурге, Норвегии, Испании, Швеции, Швейцарии), а также в некоторых других странах (например, Индии, Непале, Пакистане). Отдельные государства, применявшие данный налог, отказываются от его взимания. Так, в начале 2000-х гг. Нидерланды, пионер по введению данного налога, отказались от его взимания в рамках реформы подоходного налогообложения, а Германия отказалась от данного налога после того, как ее Конституционный суд признал данный налог неконституционным в связи с его неравным применением в отношении разных видов имущества [2].
Налоги, взимаемые в связи с переходом имущества
К разовым имущественным налогам, уплачиваемым в связи с переходом имущества, относят в первую очередь налоги на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения. Указанный налог является достаточно старым – в отдельных государствах он взимается с начала или середины XIX в. Также следует отметить отсутствие единообразия в подходах государств к решению вопроса о том, должно ли налогообложение имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, осуществляться в рамках одного налога или раздельно.
Во многом налогообложение имущества, переходящего в порядке наследования, предопределяется особенностями наследственного нрава, в котором выделяются две основные системы наследования. Различие между указанными системами проявляется преимущественно в механизме правопреемства: в романо-германских государствах наследство переходит непосредственно к наследникам, а в странах общего права – сначала к особому лицу, которое осуществляет процедуру администрирования наследства, а затем передает имущество наследникам. В данном случае наследникам передается имущество уже после уплаты налогов, которое осуществляет лицо, администрирующее наследство.
На основе указанных различий в порядке наследования в практике зарубежных государств сложились два подхода к организации налогообложения имущества, переходящего в порядке наследования или дарения [3].
В рамках первого подхода, получившего распространение в странах общего права, налогообложение переходящего имущества осуществляется по типу налога на недвижимость и предполагает обложение налогом наследственной массы в целом. По общему правилу, при применении данного подхода степень близости и родства наследодателя и наследника, дарителя и одаряемого не влияют на исчисление суммы налога.
Второй подход, который в большей степени распространен в романо-германских государствах, предполагает налогообложение переходящего имущества по типу налога на наследование, при котором происходит самостоятельное налогообложение доли имущества, переходящей к налогоплательщику. В рассматриваемом случае значительное различие в налогообложении наследников и одаряемых проводится в зависимости от характера родства с наследодателем или дарителем. Как правило, в законодательстве устанавливаются более благоприятные условия налогообложения для близких родственников – супругов, детей, внуков. Отношение же к родителям, племянникам и племянницам, а также к лицам, не состоящим в кровном родстве, значительно различается в зарубежных государствах.
К налогам на имущество относят также налог на прирост стоимости имущества, объектом налогообложения которых являются доходы, получаемые в результате совершения сделок с имуществом (например, купли-продажи). Вместе с тем представляется не вполне верным рассматривать данный налог в качестве поимущественного, поскольку цель законодателя в данном случае – взимание налога именно с дохода, образовавшегося в результате распоряжения имуществом, а признаком поимущественных налогов является то, что имущество представляет объект налогообложения само по себе, а не как источник дохода.