Налоговый контроль
Налоговый контроль — это установленная нормативными актами совокупность приемов и способов по обеспечению соблюдения налогового законодательства и налогового производства. Налоговый контроль включает в себя:
• наблюдение за подконтрольными объектами;
• прогнозирование, планирование, учет и анализ тенденций в налоговой сфере;
• принятие мер по предотвращению и пресечению налоговых нарушений;
• выявление виновных и привлечение их к ответственности.
Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в форме:
а) налоговых проверок;
б) получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сбора, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов;
в) проверки данных учета и отчетности;
г) осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода и др.
Таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов в пределах своей компетенции осуществляют налоговый контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах.
Налоговые органы, таможенные органы и органы внутренних дел информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушении налогового законодательства и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими мероприятиях.
В процессе проведения налогового контроля проверяется, встал ли налогоплательщик на учет в налоговых органах но месту нахождения организации, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего ему имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению. Налоговым кодеком РФ установлено, что организации и индивидуальные предприниматели обязаны встать на учет независимо от того, должны ли они платить налог и сбор.
Постановка на учет организаций или индивидуальных предпринимателей в налоговом органе по месту нахождения или месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц или едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей в порядке, установленном Правительством РФ.
Заявление о постановке на учет организации или физического лица, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, подается в налоговый орган по месту нахождения или месту жительства.
Постановка на учет в налоговых органах физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, осуществляется налоговым органом по месту жительства физических лиц.
При подаче заявления организацией и индивидуальными предпринимателями одновременно с заявлением о постановке на учет представляются заверенные в установленном порядке копии свидетельства о регистрации, учредительных и иных документов или копии лицензии па право занятия частной практикой для индивидуальных предпринимателей.
Налоговый орган обязан осуществить постановку налогоплательщика па учет в течение пяти дней со дня подачи всех необходимых документов и выдать в тот же срок свидетельство по установленной форме.
При смене места нахождения или места жительства налогоплательщик подает в свой налоговый орган заявление о таком изменении, и налоговый орган снимает его с учета. Постановка на учет и снятие с учета осуществляются бесплатно.
Каждому налогоплательщику при регистрации присваивается идентификационный номер, который и указывается налогоплательщиком во всех документах (декларации, отчетах, заявлениях и т.п.), подаваемых в налоговый орган.
Налоговые органы проводят два вида проверок: камеральные и выездные.
Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщиков. Такая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями. Длительность проверки — три месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и других документов, необходимых для расчета налогов.
При выявлении ошибок в заполнении документов или противоречий между сведениями в представленных документах для исчисления налогов извещается налогоплательщик, которому предлагается внести необходимые исправления в установленный срок. Если по результатам камеральной проверки выявлены недоплаты по налогам, то налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пеней.
В случае выявления нарушений в составлении деклараций налоговые органы составляют акт в 10-дневный срок.
Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (заместителя) налогового органа в помещении налогоплательщика. Однако, если налогоплательщики не могут обеспечить проверяющих помещением, то выездная налоговая проверка может быть проведена по месту нахождения налогового органа. Такая проверка в отношении одного налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) проводится по одному или нескольким налогам. Нельзя проводить две и более проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Как правило, запрещается в отношении одного налогоплательщика проводить более двух проверок в течение календарного года.
Проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам за уже проверенный налоговый период запрещается. Повторная выездная проверка в порядке контроля за деятельностью налогового органа возможна по решению вышестоящих налоговых органов на основе мотивированного постановления этого органа.
Выездная налоговая проверка охватывает период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о ее проведении.
Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные проверки, за исключением случаев принятия руководителем федерального органа исполнительной власти уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов решения о необходимости проведения проверок сверх установленных.
Повторная проверка проводится потрем основаниям:
1) в порядке контроля вышестоящим налоговым органом за деятельностью нижестоящего органа, проводившего проверку;
2) тем же налоговым органом на основании решения его руководителя — в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере меньшем ранее заявленного;
3) в связи с реорганизацией или ликвидацией организации.
По общему правилу выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. По определенным основаниям этот срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести.
Срок выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке. По некоторым основаниям (истребование документов, проведение экспертиз, перевод на русский язык документов) возможно предоставление проверки, но на срок не более шести месяцев.
В рамках выездной налоговой проверки допускается обследование деятельности филиалов и представительств налогоплательщика. Также налоговый орган вправе проводить самостоятельную выездную проверку этих подразделений по правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и местных налогов. В этом случае срок проверки — не более одного месяца.
В процессе выездной проверки должностные лица могут проводить:
• осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых для извлечения дохода;
• истребование документов;
• проверку денежного оборота и денежных документов;
• инвентаризацию имущества налогоплательщика;
• экспертизу; и т.д.
Если у должностных лиц, осуществляющих проверку, имеются основания полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушения, могут быть уничтожены, скрыты, изменены налогоплательщиком производится выемка этих документов.
Для дачи показаний в качестве свидетеля может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. В необходимых случаях для участия в проведении проверки на договорной основе привлекают специалиста, не заинтересованного в исходе дела.
В зависимости от предусмотренных вопросов различают комплексные и тематические проверки.
Комплексная проверка охватывает вопросы правильности исчисления и уплаты всех налогов, уплачиваемых налогоплательщиком. В ходе данной проверки реквизируются все счета предприятия, играющие роль в формировании налоговых обязательств.
При тематической проверке изучаются вопросы правильности исчисления отдельных видов налогов и других обязательных платежей.
В настоящее время в связи с высокой нагрузкой и острой нехваткой квалифицированных кадров налоговые органы в большинстве случаев проводят тематические проверки. Этими проверками охватываются, как правило, НДС, налог на прибыль и еще один-два налога, являющиеся наиболее значимыми для данного налогоплательщика.
В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку и вручить ее налогоплательщику. В случае уклонения от получения справки она направляется налогоплательщику заказным письмом по почте.
Результаты выездной налоговой проверки оформляются актом не позднее двух месяцев после составления справки и на основании ее данных. Форма и требования к составлению акта устанавливаются налоговыми службами.
В акте налоговой проверки указываются, в частности, документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, если они имели место; выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений.
Акт должен быть подписан сторонами. В случае отказа налогоплательщика от подписи проверяющим инспектором в акте делается соответствующая отметка.
Акт налоговой проверки передастся руководителю организации-налогоплательщика либо индивидуальному предпринимателю (под расписку, пересылается по почте заказным письмом).
Если налогоплательщик не согласен с положениями акта налоговой проверки, то он должен в течение 15 дней со дня получения акта представить в налоговый орган письменное объяснение (разъяснить мотивы отказа подписать акт; дать возражения по акту в целом или по отдельным его частям; приложить необходимые, с его точки зрения, документы).
Материалы проверки рассматриваются руководителем налогового органа или его заместителем. Налогоплательщик заранее извещается о времени и месте рассмотрения материален проверки. В случае неявки проверяемого производство по делу не приостанавливается.
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки выносится решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении. Копия его вручается лицу (представителю) под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате получения.
Решение о привлечении к ответственности подлежит исполнению со дня его вступления в силу. На основании решения нарушителю налогового законодательства направляется требование об уплате налога (сбора), соответствующих пеней, а также штрафа.