Лекция 15. НАЛОГОВЫЕ СПОРЫ И ЗАЩИТА ПРАВ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ
В результате изучения данной главы студент должен:
• знать понятие налогоного спора и способы защиты прав налогоплательщиков;
• уметь использовать теоретические положения об административной и судебной защите прав налогоплательщиков для понимания и анализа конкретных финансово-хозяйственных ситуаций;
• владеть навыками самостоятельной работы с правовыми актами и юридической литературой в целях формирования стратегии административной и судебной защиты прав налогоплательщиков.
Налоговый спор – это юридическая ситуация (юридический конфликт), в основе которой лежат разногласия между налогоплательщиками (налоговыми агентами), с одной стороны, и государственными органами и их должностными лицами – с другой, возникающие по поводу правильности применения норм налогового права. При этом инициаторами такого спора могут выступать как налогоплательщики (например, обжалование действий должностного лица налогового органа), так и налоговые органы (к примеру, когда применение мер принуждения в отношении налогоплательщика возможно как во внесудебном порядке, так и на основании судебного решения). Естественно, стороны такого спора изначально находятся в неравных положениях, поэтому для целей демократичности налоговой системы в законодательстве в первую очередь специально регламентируются организационные и правовые гарантии прав и законных интересов фискальнообязанных лиц.
Понятие и способы защиты прав налогоплательщиков
Важнейшей государственной функцией является охранительная. Одно из основных условий демократичности налоговой системы государства (и государства в целом) – наличие организационных и правовых гарантий защиты прав и законных интересов налогоплательщиков и налоговых агентов как субъектов налогового права. При этом организационными гарантиями такой защиты выступают специальные институты защиты права (судебные и административные), а правовыми – наличие соответствующей правовой базы для защиты прав налогоплательщиков.
Поэтому, с одной стороны, под защитой прав налогоплательщиков понимается система юридических и организационных гарантий соблюдения установленных национальным и международным правом прав и законных интересов налогоплательщиков и налоговых агентов как субъектов налоговых правоотношений, функционирование которой призвано обеспечить соразмерность ограничения прав конкретного налогоплательщика и интересов общества в целом, или элемент юридической налоговой конфликтологии. С другой – под защитой нрав налогоплательщиков понимаются конкретные действия участников налоговых правоотношений, их представителей, направленные на обеспечение своих интересов в процессе налоговых споров.
Различают два способа (вида) защиты прав налогоплательщиков: административный и судебный. До 1 января 2009 г. по общему правилу административный порядок защиты прав налогоплательщиков не являлся обязательной досудебной процедурой. Налогоплательщики могли использовать указанные способы защиты своих прав параллельно. Это было обусловлено тем, что подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу), как правило, не исключала права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд. В настоящее время предусмотрено новое правило для обжалования решений о привлечении к ответственности за совершение налоговых правонарушений или решений об отказе в привлечении к ответственности за совершение налоговых правонарушений, не вступивших в силу, – они могут быть обжалованы в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящий налоговый орган путем подачи апелляционной жалобы.