Накопление данных и предплановый анализ

Для того чтобы определить перспективы творческой, организационной и экономической жизни театра, необходимо прежде всего хорошо знать его прошлое и настоящее. Это важно не только для тех руководителей, которые имеют небольшой стаж работы в коллективе, но и для тех, кто длительное время работает в театре. В вопросах планирования нельзя полагаться только на опыт, интуицию. Нужна достоверная и полная информация о всех сторонах деятельности коллектива, и накапливать ее необходимо постоянно, изо дня в день, из года в год. Банк данных должны вести и художественная, и административная, и экономическая службы театра. Работа с этими данными, их осмысление и составляет суть первого этапа планирования — этана предпланового анализа. В каждом коллективе способ накопления данных, их состав и принципы анализа могут быть своими, но их совокупность должна дать возможность учесть мнение профессиональной критики и зрителей, а также оценить:

творческую программу театра;

прокат репертуара;

рациональное построение режима работы коллектива;

состав и динамику доходов и расходов;

состояние кадров;

состояние материально-технической базы театра.

Рассмотрим накопление данных на примере нескольких форм.

Исходные данные для анализа проката репертуара (табл. 21.1):

послужат основой формирования частотного плана показа спектаклей на следующий год;

позволят правильно рассчитать заполняемость зрительного зала с учетом репертуарной программы;

позволят выработать систему практических мер по сохранению и повышению зрительского интереса к спектаклям, которые театр считает для себя этапными, определяющими его творческое лицо.

Таблица 21.1. Форма 1. Анализ проката репертуара и посещаемости вечерних спектаклей на стационаре за год

Накопление исходных данных для анализа режима работы (табл. 21.2) необходимо для того, чтобы более осознанно подойти к определению общих объемов деятельности театра и их структуре. Анализ данных поможет выявить скрытые причины, формировавшие стратегию деятельности театра, понять, насколько сложившиеся тенденции отражали объективные условия работы коллектива, соответствовали его творческому кредо и особенностям взаимодействия со зрительской аудиторией.

Анализируя динамику основных показателей работы театра, и прежде всего режима его деятельности (динамику общего числа показываемых спектаклей, их структуры по видам, т.е. соотношения стационарных и выездных; вечерних и утренних спектаклей), следует иметь в виду, что за устойчивостью данных может скрываться не стабильность жизни коллектива, а вынужденный характер поведения, тогда как изменения в режиме могли означать стремление театра отыскать более удобный ему вариант. Поэтому в предплановом анализе важно не столько определить тенденцию количественных колебаний, сколько выявить причины, обусловливающие сложившиеся ранее режимы, чтобы затем иметь возможность обоснованно выбрать стратегию творческо-производственного процесса.

Таблица 21.2. Форма 2. Исходные данные для анализа режима работы театра за 20 —20 гг.

По отчету за годы, предшествующие текущему

По плану текущего года

2012

2013

2014

1. Количество рабочих дней в календарном году

2. Число спектаклей на стационаре:

вечерних

дневных

3. Число выездных спектаклей

4. Число спектаклей на гастролях

5. Всего спектаклей

6. То же на один рабочий день календарного года

7. Удельный вес числа спектаклей на стационаре к общему числу спектаклей

Данные для анализа численности и фонда заработной платы (табл. 21.3) позволяют выявить динамику численности работающих в театре, изменения фонда заработной платы.

Таблица 21.3. Форма 3. Исходные данные для анализа численности и фонда заработной платы театра за 20—20 гг.

По отчету за годы, предшествующие текущему

Предусмотрено штатным расписанием текущего года

2012

2013

2014

1. Численность персонала, всего

В том числе:

1) артистического

художественного

аппарата управления

прочего

2. Фонд заработной платы штатного персонала, всего

В том числе:

артистического

художественного

аппарата управления

прочего

3. Средняя заработная плата в целом по штату

В том числе:

артистического

художественного

аппарата управления

прочего

4. Фонд заработной платы нештатного состава и авторский гонорар

Данные для анализа доходов театра (табл. 21.4) позволяют оценить характер происходящих изменений в доходах театра.

Таблица 21.4. Форма 4. Исходные данные для анализа доходов театра за 20 —20 гг.

По отчету за годы, предшествующие текущему

По плану текущего года

2012

2013

2014

1. Сборы от продажи билетов

2. Доходы от платных услуг населению

3. Поступления от оказания услуг, выполнения работ и проведения мероприятий по договорам с государственными, кооперативными и общественными организациями

4. Поступления из фондов развития культуры и искусства

5. Прочие поступления

6. Итого доходов


7. Удельный вес поступлений из фондов развития культуры и искусства в общей сумме доходов

Данные для анализа расходов театра позволяют оценить характер происходящих изменений в расходах театра (табл 21.5).

Таблица 21 Форма 5. Исходные данные для анализа расходов театра за 20 —20 гг.

По отчету за годы, предшествующие текущему

По плану текущего года

2012

2013

2014

1. Затраты, связанные с организацией творческого процесса и пропагандой художественной программы, всего

В том числе:

1) новые и капитально возобновленные постановки

то же в среднем на одну постановку

2) пополнение, ОГЛАВЛЕНИЕ и ремонт материального оформления постановок текущего репертуара

то же в среднем на один спектакль

3) исходящий реквизит, грим, билеты и другие материальные затраты по текущему репертуару

то же в среднем на один спектакль

4) реклама, музейная и другая массовая работа со зрителями

то же в среднем па один спектакль

5) прокатная плата, оплата работ и услуг сторонних организаций, компенсация за использование собственного имущества

2. Затраты, связанные с ОГЛАВЛЕНИЕм здания и оборудования, всего

В том числе:

1) отчисления в ремонтный фонд

2) ОГЛАВЛЕНИЕ здания и оборудования

3) электроэнергия

4) возмещение износа малоценного и быстроизнашивающегося инвентаря

5) охрана труда и техника безопасности, повышение квалификации, техническое совершенствование и рационализация

3. Затраты, связанные с проведением выездных и гастрольных спектаклей, всего

В том числе:

1) суточные, квартирные, транспортные и аренда помещений при гастролях и выездах

то же в среднем на один выездной и гастрольный спектакль

2) ОГЛАВЛЕНИЕ транспорта

4. Затраты на выплату по обязательствам сторонним организациям, всего

В том числе:

1) начисления на государственное социальное страхование

2) отчисления в литературный, музыкальный и художественный фонды, ВААП, союзам театральных деятелей

то же в процентах к сборам от продажи билетов на все виды спектаклей

5. Всего по разделам 1—4

В том числе:

1) зарплата нештатного (несписочного) состава, авторский гонорар

2) материальные и приравненные к ним затраты, обязательные отчисления