Накопление данных и предплановый анализ
Для того чтобы определить перспективы творческой, организационной и экономической жизни театра, необходимо прежде всего хорошо знать его прошлое и настоящее. Это важно не только для тех руководителей, которые имеют небольшой стаж работы в коллективе, но и для тех, кто длительное время работает в театре. В вопросах планирования нельзя полагаться только на опыт, интуицию. Нужна достоверная и полная информация о всех сторонах деятельности коллектива, и накапливать ее необходимо постоянно, изо дня в день, из года в год. Банк данных должны вести и художественная, и административная, и экономическая службы театра. Работа с этими данными, их осмысление и составляет суть первого этапа планирования — этана предпланового анализа. В каждом коллективе способ накопления данных, их состав и принципы анализа могут быть своими, но их совокупность должна дать возможность учесть мнение профессиональной критики и зрителей, а также оценить:
творческую программу театра;
прокат репертуара;
рациональное построение режима работы коллектива;
состав и динамику доходов и расходов;
состояние кадров;
состояние материально-технической базы театра.
Рассмотрим накопление данных на примере нескольких форм.
Исходные данные для анализа проката репертуара (табл. 21.1):
послужат основой формирования частотного плана показа спектаклей на следующий год;
позволят правильно рассчитать заполняемость зрительного зала с учетом репертуарной программы;
позволят выработать систему практических мер по сохранению и повышению зрительского интереса к спектаклям, которые театр считает для себя этапными, определяющими его творческое лицо.
Таблица 21.1. Форма 1. Анализ проката репертуара и посещаемости вечерних спектаклей на стационаре за год
Накопление исходных данных для анализа режима работы (табл. 21.2) необходимо для того, чтобы более осознанно подойти к определению общих объемов деятельности театра и их структуре. Анализ данных поможет выявить скрытые причины, формировавшие стратегию деятельности театра, понять, насколько сложившиеся тенденции отражали объективные условия работы коллектива, соответствовали его творческому кредо и особенностям взаимодействия со зрительской аудиторией.
Анализируя динамику основных показателей работы театра, и прежде всего режима его деятельности (динамику общего числа показываемых спектаклей, их структуры по видам, т.е. соотношения стационарных и выездных; вечерних и утренних спектаклей), следует иметь в виду, что за устойчивостью данных может скрываться не стабильность жизни коллектива, а вынужденный характер поведения, тогда как изменения в режиме могли означать стремление театра отыскать более удобный ему вариант. Поэтому в предплановом анализе важно не столько определить тенденцию количественных колебаний, сколько выявить причины, обусловливающие сложившиеся ранее режимы, чтобы затем иметь возможность обоснованно выбрать стратегию творческо-производственного процесса.
Таблица 21.2. Форма 2. Исходные данные для анализа режима работы театра за 20 —20 гг.
По отчету за годы, предшествующие текущему |
По плану текущего года |
|||
2012 |
2013 |
2014 |
||
1. Количество рабочих дней в календарном году |
||||
2. Число спектаклей на стационаре: вечерних дневных |
||||
3. Число выездных спектаклей |
||||
4. Число спектаклей на гастролях |
||||
5. Всего спектаклей |
||||
6. То же на один рабочий день календарного года |
||||
7. Удельный вес числа спектаклей на стационаре к общему числу спектаклей |
Данные для анализа численности и фонда заработной платы (табл. 21.3) позволяют выявить динамику численности работающих в театре, изменения фонда заработной платы.
Таблица 21.3. Форма 3. Исходные данные для анализа численности и фонда заработной платы театра за 20—20 гг.
По отчету за годы, предшествующие текущему |
Предусмотрено штатным расписанием текущего года |
||||||||
2012 |
2013 |
2014 |
|||||||
1. Численность персонала, всего |
|||||||||
В том числе: 1) артистического |
|||||||||
художественного аппарата управления прочего |
|
||||||||
2. Фонд заработной платы штатного персонала, всего |
|
||||||||
В том числе: артистического художественного аппарата управления прочего |
|
||||||||
3. Средняя заработная плата в целом по штату |
|
||||||||
В том числе: артистического художественного аппарата управления прочего |
|
||||||||
4. Фонд заработной платы нештатного состава и авторский гонорар |
|
||||||||
Данные для анализа доходов театра (табл. 21.4) позволяют оценить характер происходящих изменений в доходах театра.
Таблица 21.4. Форма 4. Исходные данные для анализа доходов театра за 20 —20 гг.
По отчету за годы, предшествующие текущему |
По плану текущего года |
|||
2012 |
2013 |
2014 |
||
1. Сборы от продажи билетов |
||||
2. Доходы от платных услуг населению |
||||
3. Поступления от оказания услуг, выполнения работ и проведения мероприятий по договорам с государственными, кооперативными и общественными организациями |
||||
4. Поступления из фондов развития культуры и искусства |
||||
5. Прочие поступления |
||||
6. Итого доходов |
7. Удельный вес поступлений из фондов развития культуры и искусства в общей сумме доходов |
Таблица 21 Форма 5. Исходные данные для анализа расходов театра за 20 —20 гг.
По отчету за годы, предшествующие текущему |
По плану текущего года |
||||||||
2012 |
2013 |
2014 |
|||||||
1. Затраты, связанные с организацией творческого процесса и пропагандой художественной программы, всего |
|||||||||
В том числе: 1) новые и капитально возобновленные постановки |
|||||||||
то же в среднем на одну постановку |
|||||||||
2) пополнение, ОГЛАВЛЕНИЕ и ремонт материального оформления постановок текущего репертуара |
|||||||||
то же в среднем на один спектакль |
|||||||||
3) исходящий реквизит, грим, билеты и другие материальные затраты по текущему репертуару |
|||||||||
то же в среднем на один спектакль |
|||||||||
4) реклама, музейная и другая массовая работа со зрителями |
|||||||||
то же в среднем па один спектакль |
|||||||||
5) прокатная плата, оплата работ и услуг сторонних организаций, компенсация за использование собственного имущества |
|||||||||
2. Затраты, связанные с ОГЛАВЛЕНИЕм здания и оборудования, всего |
|||||||||
В том числе: 1) отчисления в ремонтный фонд |
|||||||||
2) ОГЛАВЛЕНИЕ здания и оборудования |
|||||||||
3) электроэнергия |
|
||||||||
4) возмещение износа малоценного и быстроизнашивающегося инвентаря |
|
||||||||
5) охрана труда и техника безопасности, повышение квалификации, техническое совершенствование и рационализация |
|
||||||||
3. Затраты, связанные с проведением выездных и гастрольных спектаклей, всего |
|
||||||||
В том числе: 1) суточные, квартирные, транспортные и аренда помещений при гастролях и выездах |
|
||||||||
то же в среднем на один выездной и гастрольный спектакль |
|
||||||||
2) ОГЛАВЛЕНИЕ транспорта |
|
||||||||
4. Затраты на выплату по обязательствам сторонним организациям, всего |
|
||||||||
В том числе: 1) начисления на государственное социальное страхование |
|
||||||||
2) отчисления в литературный, музыкальный и художественный фонды, ВААП, союзам театральных деятелей |
|
||||||||
то же в процентах к сборам от продажи билетов на все виды спектаклей |
|
||||||||
5. Всего по разделам 1—4 |
|
||||||||
В том числе: 1) зарплата нештатного (несписочного) состава, авторский гонорар |
|
||||||||
2) материальные и приравненные к ним затраты, обязательные отчисления |
|
||||||||