Надзор за исполнением законов администрациями СИЗО.

Проверка соблюдения законности в СИЗО предполагает глубокое знание проверяющим прокурором основных международно-правовых актов в области защиты прав лиц, находящихся в местах принудительного содержания, Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ, норм уголовно-исполнительного, уголовного, уголовно-процессуального и иных отраслей права. Прокурор должен также знать положения подзаконных нормативных правовых актов, регламентирующих условия и порядок содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных в СИЗО, изучить правоприменительную практику по данной проблематике.

В зависимости от объема вопросов, изучаемых прокурором при проверке, она может носить комплексный (по многим или по всем вопросам) или целевой (по одному или узкому кругу вопросов) характер. Деление на виды условно и определяется задачами проверки. Следует учитывать особенности субъекта, проводящего проверку. Сотрудники аппарата прокуратуры субъекта РФ, прокуроры и заместители прокуроров субъектов РФ, как правило, должны проводить комплексные проверки.

Решение вопроса о выборе учреждения, в котором планируется проведение проверки прокурором субъекта РФ, должно приниматься с учетом конкретных обстоятельств и предварительной оценки состояния законности в СИЗО.

Подготовка к проведению проверки является важным этапом, предопределяющим эффективность и результативность данного мероприятия. Вне зависимости от характера проверки необходимо владеть общей информацией о результатах предыдущей надзорной деятельности прокурора в проверяемом учреждении, положении дел с обеспечением законности в СИЗО. В связи с этим на этапе подготовки к проверке на основе имеющихся сведений целесообразно предварительно проанализировать и обобщить информацию о состоянии законности в СИЗО. Это позволит определить задачи проверки, а также круг вопросов в деятельности администрации СИЗО, которым следует уделить особое внимание. С целью получения информации о положении дел в СИЗО необходимо: а) проанализировать справки, акты ряда предыдущих проверок, а также акты реагирования; б) проанализировать характер обращений лиц, содержащихся под стражей, осужденных и граждан по вопросам деятельности проверяемого СИЗО; в) изучить основные статистические данные о деятельности проверяемого СИЗО; г) запросить и изучить акты проверок, проведенных ведомственными и другими контролирующими органами; д) обобщить сведения (при их наличии), публиковавшиеся за последний период времени в СМИ, по вопросам функционирования проверяемого СИЗО и состояния законности в нем.

При тщательном планировании проверки в целом и отдельных составляющих мероприятий ее ход приобретет системный, организованный и целенаправленный характер. Результатом планирования должно стать определение следующих примерных параметров проверки: а) конкретных сроков и участников проведения проверки (в том числе лиц, обладающих специальными знаниями), распределения между ними функций; б) перечня основных направлений проверки и включенных в них вопросов, на которых необходимо сосредоточить внимание для получения объективной картины состояния законности; в) приемов и способов выявления отдельных интересующих проверяющего вопросов; г) перечня предварительных заданий (запросов) конкретным службам, должностным лицам СИЗО по подготовке необходимых справок, сведений и иных материалов и документов.

Характер и объем проверки определяются не только состоянием законности в учреждении, но также в определенной мере периодичностью ее проведения. В соответствии с требованиями приказа Генпрокурора РФ от 30.01.2007 № 19 прокуроры обязаны ежемесячно проверять законность содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, а также осужденных, находящихся в СИЗО. При этом прокуроры субъектов РФ должны не реже одного раза в квартал лично проводить проверки исполнения законов администрациями СИЗО или исправительных учреждений. Исходя из положений п. 1.2 названного приказа, прокурор в каждом случае проверки СИЗО обязан обращать внимание на вопросы обеспечения основных прав лиц, содержащихся в СИЗО, в том числе права наличную безопасность и неприкосновенность, обжалование действий и решений должностных лиц учреждения, получение медицинской помощи и др. Согласно п. 1.7 приказа правовые акты, издаваемые администрацией СИЗО, должны проверяться прокурором систематически.

Периодичность проверок по другим вопросам определяется в зависимости от состояния законности в поднадзорных учреждениях, при этом при наличии сигналов о серьезных нарушениях закона проверка должна проводиться незамедлительно. В частности, целесообразно безотлагательно проводить проверку обстоятельств, причин и условий произошедших в СИЗО чрезвычайных происшествий, крупных аварий, катастроф, повлекших причинение вреда здоровью лиц, содержащихся в учреждении, человеческие жертвы, совершение убийств и других тяжких и особо тяжких преступлений против личности, побегов, иных противоправных действий, вызвавших существенный общественный резонанс.