Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы

Надзор служит одной из важнейших правовых гарантий соблюдения законности при исполнении уголовных наказаний. Законодателем он выделен в самостоятельное направление прокурорской деятельности (гл. 4 разд. III Закона о прокуратуре). В этой работе прокурор руководствуется Конституцией РФ, Законом о прокуратуре, уголовным, уголовно-процессуальным и уголовно-исполнительным законодательством, Федеральными законами от 15.07.1995 № 103-ФЗ, от 02.05.2006 № 59-ФЗ, другими федеральными законами, приказами и указаниями Генпрокурора РФ.

В связи с вступлением России в Совет Европы важное значение приобрело соблюдение таких международных правовых актов, как Конвенция о защите прав человека и основных свобод, Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г., Европейских пенитенциарных правил 1987 г. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы российского государства. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотрено российским законом, то применяются правила международного договора (ч. 2 ст. 3 УИК). В связи с этим прокурору необходимо знать положения не только законов, но и соответствующих норм международного права.

Одним из основных принципов уголовно-исполнительного законодательства провозглашен принцип законности (ст. 8 УИК), который, в частности, не допускает установление нормативными актами более низкого, чем закон, уровня ограничений прав осужденных, помимо тех, которые установлены законом. В настоящее время осужденные ограничены в правах только в том объеме, в каком это предусмотрено законом. Все остальные ограничения незаконны и подлежат безусловной отмене. Важно отметить, что в России не только продекларирован названный принцип, но и выстроена система контроля за его соблюдением. Наряду с судебным, ведомственным, общественным контролем за деятельностью учреждений (УИС) по исполнению уголовных наказаний особая роль принадлежит органам прокуратуры.

Прокурорами всех уровней проводится значительная работа по надзору за соблюдением в учреждениях и органах УИС требований законов, касающихся в том числе обеспечения прав и законных интересов названных лиц. Таким образом, органы прокуратуры являются гарантом прав и законных интересов граждан, отбывающих уголовные наказания за совершенные преступления. В то же время масштабность УИС России, многоаспектность ее функционирования требуют взаимодополнения прокурорского надзора и других форм государственного и общественного контроля за соблюдением законов в местах лишения свободы. Такой подход позволяет комплексно и с большей эффективностью решать существующие проблемы УИС.

Статья 32 Закона о прокуратуре к предмету надзора, в частности, относит: законность нахождения лиц в учреждениях уголовно-исполнительной системы; соблюдение установленных законодательством РФ прав и обязанностей осужденных, порядка и условий их содержания. Под законностью нахождения лиц в учреждениях, исполняющих наказание, понимается правомерность их помещения в эти учреждения, содержания в них, включая меры по обеспечению безопасности осужденных, режима отбывания наказания, соблюдение сроков содержания, установленный порядок освобождения. В указанные учреждения могут помещаться лица при наличии соответствующих документов, причем лица различных категорий помещаются в учреждение, определенное законом для содержания конкретной категории осужденных. Основанием исполнения и отбывания уголовного наказания является обвинительный приговор суда, вступивший в законную силу.

Порядок исполнения наказания в виде лишения свободы определяется основными средствами исправления осужденных, к которым закон (ст. 9 УИК) относит: режим отбывания наказания, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональную подготовку и общественное воздействие. Под условиями содержания осужденных в исправительных учреждениях понимаются нормы и порядок материально-бытового и медико-санитарного обеспечения. Порядок и условия исполнения наказания в виде лишения свободы зависят от вида исправительного учреждения.

В соответствии со ст. 74 УИК исправительными учреждениями являются: исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения. СИЗО выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, осужденных, в отношении которых приговор суда вступил в законную силу и которые подлежат направлению в исправительные учреждения для отбывания наказания, осужденных, перемещаемых из одного места отбывания наказания в другое, осужденных, оставленных в СИЗО или переведенных в следственный изолятор для участия в суде либо проведения следственных действий, а также в отношении осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в СИЗО с их согласия.

Исправительные колонии предназначены для отбывания осужденными, достигшими совершеннолетия, лишения свободы. Они подразделяются на: колонии-поселения, исправительные колонии общего режима, исправительные колонии строгого режима, исправительные колонии особого режима. В колониях-поселениях отбывают наказание осужденные к лишению свободы за преступления, совершенные по неосторожности, умышленные преступления небольшой и средней тяжести, а также положительно характеризующиеся осужденные, переведенные из исправительных колоний общего и строгого режимов на основании решения суда. В исправительных колониях общего режима отбывают наказание осужденные мужчины, а также осужденные женщины. В исправительных колониях строгого режима отбывают наказание мужчины, впервые осужденные к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений; при рецидиве преступлений и опасном рецидиве преступлений, если осужденный ранее отбывал лишение свободы. В исправительных колониях особого режима отбывают наказание осужденные мужчины при особо опасном рецидиве преступлений, осужденные к пожизненному лишению свободы, а также осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы на определенный срок или пожизненным лишением свободы. В тюрьмах отбывают наказание осужденные к лишению свободы на срок свыше пяти лет за совершение особо тяжких преступлений, при особо опасном рецидиве преступлений, а также осужденные, являющиеся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, переведенные из исправительных колоний. В лечебных исправительных учреждениях и лечебно-профилактических учреждениях отбывают наказание осужденные, страдающие тяжелыми заболеваниями (психические расстройства, туберкулез и другие инфекционные болезни, алкоголизм, наркомания и др.). Лечебно-профилактические учреждения выполняют функции исправительных учреждений в отношении находящихся в них осужденных. В воспитательных колониях отбывают наказание несовершеннолетние осужденные к лишению свободы, а также осужденные, оставленные в воспитательных колониях до достижения ими возраста 19 лет.

Прокурор осуществляет постоянный надзор за законностью приказов, распоряжений и постановлений, издаваемых администрацией исправительных учреждений, а также органами управления УИС, и незамедлительно опротестовывает их в случае несоответствия закону. Таким образом, законность правовых актов, издаваемых администрацией органов и учреждений, исполняющих наказание, также входит в предмет надзора.

Исходя из требований законодательства, ОГЛАВЛЕНИЕ граждан в местах лишения свободы возможно лишь на основании, в порядке и на условиях, строго определенных законом. Реализуя указанные выше направления деятельности, органы прокуратуры решают широкий круг задач, предусматривающий осуществление надзора за:

– обоснованностью назначения судом осужденному соответствующего вида исправительного учреждения (в целях реализации требования закона о раздельном содержании различных категорий осужденных);

– соблюдением требований уголовно-исполнительного законодательства об основных средствах исправления осужденных, обеспечении их прав, свобод и законных интересов;

– законностью исполнения наказаний в виде лишения свободы и отбывания наказаний, не связанных с изоляцией от общества;

– законностью и своевременностью освобождения осужденных от отбывания наказания.

В соответствии с приказом Генпрокурора РФ от 30.01.2007 № 19 прокурорам необходимо при проверках состояния законности в указанных учреждениях особое внимание обращать на факты унижения человеческого достоинства, произвола, жестокого обращения по отношению к осужденным со стороны сотрудников УИС, необоснованного водворения в штрафные помещения, на обеспечение гуманных условий содержания.

Генпрокурор РФ требует организовать жесткий контроль за фактическим устранением выявленных нарушений законности, не оставлять без реагирования факты неисполнения администрацией учреждений и органов УИС предписаний прокуратуры. Администрация органов и учреждений УИС обязана исполнять постановления и требования прокурора относительно соблюдения правил отбывания наказания, предусмотренных УИК и иными законодательными актами. Нарушения законов подлежат немедленному устранению.