Мышление как обобщенное и опосредованное познание
Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, познания отношений и закономерных связей между предметами и явлениями окружающего мира.
► В данном определении особого внимания заслуживает понятие опосредованного познания действительности. Общеизвестно, что чувственное познание дает человеку сведения о конкретных объектах в их непосредственно познаваемых свойствах. Однако не всякое явление доступно непосредственному чувственному восприятию. Например, человек не воспринимает ультрафиолетовое излучение, но знает о его существовании и свойствах. Такое познание становится возможным опосредованным путем – это и есть путь мышления. В самом общем плане он состоит в том, что мы подвергаем некоторые вещи испытанию другими вещами и, сознавая установившиеся отношения взаимодействия между ними, судим но воспринимаемому нами изменению в них о непосредственно скрытых от нас свойствах этих вещей. Таким образом, опосредованное познание предмета или явления осуществляется через восприятие другого предмета или явления, закономерно связанного с первым.
Опосредованное познание очень широко используется человеком. Практически все измерительные и показывающие приборы основаны на данном принципе, т.е. знание закономерных связей предметов и явлений и создание на основе этих знаний чувствительных приборов расширяет практически до бесконечности возможности человека познавать окружающий мир. К опосредованному познанию человек прибегает в случаях: а) когда непосредственное познание невозможно из-за отсутствия у человека соответствующих анализаторов (рентгеновское излучение) или несовершенства имеющихся (ультразвук); б) когда непосредственное познание было бы возможным, но в современных условиях оно совершенно исключено (история, палеонтология, археология); в) когда непосредственное познание возможно, но нерационально.
Итак, опосредованное познание основано на наличии объективных отношений и закономерных связей между предметами и явлениями. Однако эти связи обычно скрыты, их нельзя воспринимать непосредственно. Для того чтобы выявить их, человек прибегает к мыслительным операциям – сравнивает, сопоставляет факты, анализирует их, обобщает, делает умозаключения, выводы. Таким образом, мышление – это познание (отражение) отношений и закономерных связей между предметами и явлениями окружающего мира; оно дает возможность понять закономерность материального мира, причинно-следственные связи в природе и в общественно-исторической жизни, закономерности психики человека.
► Кроме опосредованности мышление обеспечивает обобщенное отражение действительности, позволяющее человеку предвидеть, что произойдет в каждом конкретном случае. Например, если мы воспринимаем треугольник, то, даже не измеряя, мы знаем, что сумма внутренних углов этого конкретного треугольника равна 180°. Таким образом, мышление – это обобщенное познание действительности, процесс познания общих и существенных свойств предметов и явлений. С помощью мышления человек познает, в частности, общие и существенные свойства металлов, общие свойства газов в отличие от общих свойств жидкости, общие признаки глаголов в отличие от общих признаков прилагательного и т.д. Обобщенное отражение действительности, каким является мышление, есть результат переработки не только опыта отдельного человека и его современников, но и предшествовавших поколений. Мышление дает возможность понять закономерности материального мира, причинно-следственные связи в природе и в общественно-исторической жизни, закономерности психики людей. Источником и критерием мыслительной действительности, а также областью для применения ее результатов является практика.