Мотивация политического поведения

Анализ мотивации политического поведения основан па фундаментальных закономерностях, изученных психологической наукой. Так, общепризнанной является классификация мотивов, предложенная Д. Маклелландом и Дж. Аткинсоном, которые выделяют три основных мотива: мотив власти, мотив достижения, мотив аффилиации (стремления быть с другими). Иногда мотив власти дополняется мотивацией контроля, который выступает четвертым в этой схеме.

Анализ названных подходов к мотивации политического поведения указывает на целесообразность выделения и учета этих мотивов.

В психологической концепции Д. Маклелланда речь идет не только о политической власти, но и о власти в семье, в отношениях на производстве, в иных сферах жизни. Власть – это некая ценность, к обладанию которой стремятся в той или иной степени все люди. Но есть люди, у которых эта потребность доминирует над другими, и тогда желание достичь власти становится для них высшей ценностью.

Условно можно выделить три типа причин, по которым власть может быть желанна: чтобы доминировать над другими и (или) ограничивать действия других; чтобы другие люди над ним не доминировали и (или) не вмешивались в его дела; чтобы осуществлять политические достижения.

Мотив контроля над людьми и ситуацией является модификацией мотива власти. Политические психологи придают этому мотиву особое значение, так как полагают, что поведение в политике напрямую связано с развитием этого психологического показателя. Известно, что по мере достижения социальной зрелости человек научается контролировать свое собственное поведение, это дает ему чувство уверенности в своих силах, расширяет границы возможного участия в разных сферах жизни, в том числе и в политике.

Мотив достижения проявляется в политическом поведении, в заботе о совершенстве, мастерстве, в стремлении добиться поставленных целей с максимальным эффектом. Этот мотив может сделать человека карьеристом, но он же может быть обнаружен у бескорыстного политика, поведение которого определяется его стремлением к общественному благу. Политики, мотивированные на достижение, рассматривают других людей или группы в своем окружении в качестве фактора помощи или, наоборот, помехи для собственных достижений. При этом они предпочитают быть независимыми и избегать таких межличностных отношений, которые могли бы привести их к зависимости.

Таким образом, выделяется два типа мотивационных схем: мотивация избежать провала выше мотивации достичь успеха; мотивация достижения успеха, которая выше мотивации избегания провала. Это типичная мотивационная схема поведения реальных политических лидеров.

В политическом поведении проявляют себя также и мотивы аффиляции. Они обусловливают дружественные, теплые отношения с другими. Для политика развитая мотивация аффилиации сделает значимыми одобрение со стороны партнера во время переговоров, дружественный климат и наличие команды единомышленников. Для рядовых граждан мотивация аффилиации во многом определяет принадлежность к политическим организациям, которые не только отстаивают те или иные интересы, но и дают ощущение единства, защищенности.

Таким образом, анализ политической культуры субъектов политики указывает на то, что она определяет характер их политической активности. Она представляет собой синтез сформированного сознания, выработанного менталитета и обусловленного ими политического поведения. Следовательно, для формирования политической культуры важно системно овладевать всеми отмеченными компонентами.