Морской и речной транспорт
Материально-техническая база морского и речного флота для выполнения логистических операций по погрузке и выгрузке, приему и выдаче грузов, организации перевозок и обслуживания флота содержит речные и морские порты и пристани.
Порт – прибрежный пункт, имеющий удобные водные подходы для судов, связанный со стороны береговой территории с железнодорожным и безрельсовым транспортом.
Порт должен быть оснащен соответствующими сооружениями, устройствами и оборудованием, обеспечивающими быструю погрузку и разгрузку судов, выгонов и автотранспортных средств, а также навигационным обслуживанием и экипировкой судов. Некоторые типы морских судов приведены на рис. 2.3.
К основным показателям, характеризующим морские суда, относятся водоизмещение, грузоподъемность, грузовместимость, линейные размеры судов (длина, ширина, высота борта), осадка в груженом и порожнем состояниях и др. Начнем с линейных характеристик судна (рис. 2.4): L – длина, В – ширина, Н – высота борта, Ннб – высота надводного борта, Нгб – высота судна, Т – осадка.
Рис. 2.3. Некоторые типы морских судов:
а – танкер; б – лесовоз; в – контейнеровоз
вл
Рис. 2.4. Линейные характеристики судна:
длина: по конструктивной ватерлинии Lквл между перпендикулярами Lпп, наибольшая Lиб, габаритная Lгб; ширина: наибольшая но миделю Виб, габаритная Вгб; осадка: порожняя То, с грузом Тг, носом Тн, кормой Тк
Нормирование высоты надводного борта производится для всех транспортных грузовых судов морского флота с учетом из технико-эксплуатационных характеристик, назначения, сезона и зон плавания.
Величина надводного борта наносится на обоих бортах судна в виде знака грузовой марки, палубной линии и гребенки грузовой марки. При этом различают знаки грузовой марки для судов, совершающих и не совершающих международные рейсы.
Сезонные грузовые марки изображают горизонтальными и параллельными линиями, проходящими через центр кольца (диск Плимсоля). Число и расположение сезонных грузовых марок различают для судов международного и каботажного плавания (рис. 2.5) с избыточным и минимальным надводным бортом транспортных и пассажирских судов.
Рис. 2.5. Грузовые марки:
а – международная; б – каботажного судна
Массовые, объемные и скоростные характеристики судна
Массовые характеристики
Массовое водоизмещение Д – масса воды, вытесненной судном, плавающим по некоторую ватерлинию равновесия, т. Объемное водоизмещение V – объем вытесненной судном воды, м3. Зависимость между массовым и объемным водоизмещением:
где γ – плотность воды, т/м3; Сβ – коэффициент общей плотности корпуса судна; d – ширина судна.
Водоизмещение судна порожнем – масса судна, готового для выходы в море со всем снабжением, водой в главных механизмах, котлах, конденсаторах и их трубопроводах, но без груза, пассажиров, экипажа, багажа, топлива, воды, масла и всех других расходных запасов.
Водоизмещение в полном грузе – водоизмещение судна при наибольшей допустимой осадке по грузовую марку, включающее в себя водоизмещение порожнем и массу грузов, пассажиров, экипажа, багажа, расходных запасов, топлива, воды, масла.
Дедвейт, или полная грузоподъемность судна,– разность между водоизмещением в полном грузе и водоизмещением порожнем Δ0.
Таким образом,
В паспортных данных, как правило, указывают дедвейт, рассчитанный для плавания судна по летнюю грузовую марку.
Дедвейт судна можно также представить как сумму масс груза и запасов, которые может взять судно, т.е.
где – масса соответственно груза, топлива
и масла, воды, всех видов судового снабжения, экипажа, пассажиров и багажа, запаса провизии.
Чистая грузоподъемность судна Δч – масса судна без запасов топлива, воды, масла, снабжения, экипажа, багажа:
Если обозначить суммарную массу запасов как G, то чистая грузоподъемность