Модель целостности эдукационной системы
В ЭС одновременно протекают все пять выделенных нами процессов – обучение, воспитание, образование, развитие, формирование. Все они протекают одновременно, неразрывно, в органическом единстве. Мы разрываем их искусственно, единственно с целью более детального рассмотрения, при этом дифференциация необходима лишь в теоретической педагогике: практики обычно такой потребности не ощущают. Выстроена целая серия моделей различной степени детализации, в которых подчеркиваются единство и органическая связь указанных процессов. Ограничимся лишь их общим описанием.
Воспитание в едином педагогическом процессе представляется сложной динамической системой, каждый компонент которой может рассматриваться как подсистема, содержащая свои компоненты. Согласно принципу иерархичности любая система выступает лишь одним из компонентов более широкой системы. Например, каждый этап воспитательного процесса, являясь по отношению к нему элементом, сам представляет собой систему и в то же время, будучи системным образованием, выступает в роли элемента более широких систем. Любая система не может существовать вне определенной среды, она может быть понята только во взаимодействии со средой. Вот почему системный подход к анализу воспитательного процесса обязательно предусматривает изучение взаимодействия системы со средой. Ранее уже говорилось о необходимости изучения определенного множества элементов системы, но сделать это можно лишь в том случае, когда мы увидим элементы и систему в действии, а это значит, что необходимо зафиксировать их участие в процессе, т.е. в непрерывном изменении во времени. Вот почему процесс воспитания рассматривается как динамическая система. Рассмотреть процесс воспитания в динамике – значит определить, как он зарождался, развивался и каковы пути его дальнейшего развития. При анализе воспитательного процесса изучается не только процесс как таковой, но и все его подготовительные этапы.
Применив соответствующие критерии выделения (обособления), можно получить различные системы и структуры. Критериев, по которым можно выделять и анализировать системы в воспитательном процессе, множество. В современной теоретической педагогике наиболее известны модели систем процесса воспитания, построенные по критериям целей и задач, содержания воспитательного процесса, условий протекания процесса, взаимодействия воспитателей и воспитанников, применяемых методов, форм воспитательной деятельности, этапов (стадий) развития процесса во времени и многих других.
В частности, по целям и задачам (целевому критерию) структура воспитательного процесса представляет собой совокупность (последовательность) задач, на решение которых направлен процесс. Целей и конкретных задач воспитания можно выделить очень много, поэтому данный критерий нуждается в дополнении. Следует указать область действительности, где происходит воспитательный процесс: семья, школа, армия и т.д. В школе процесс воспитания направлен[1]:
• на целостное формирование личности с учетом цели всестороннего, гармонического развития;
• формирование нравственных качеств личности на основе общечеловеческих ценностей, социально ориентированной мотивации, гармоничности интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер развития личности;
• приобщение школьников к общественным ценностям в области науки, культуры, искусства;
• воспитание жизненной позиции, соответствующей демократическим преобразованиям общества, нравам и обязанностям личности;
• развитие склонностей, способностей и интересов личности с учетом ее возможностей и желаний, а также социальных требований;
• организацию познавательной деятельности школьников, развивающей индивидуальное и общественное сознание;
• организацию личностной и социально ценной многообразной деятельности, стимулирующей формирование обусловленных целью воспитания качеств личности;
• развитие важнейшей социальной функции личности – общения в изменяющихся условиях трудовой деятельности и повышения социальной напряженности.
К целям и задачам воспитания мы будем возвращаться постоянно, поскольку, во-первых, их необходимо учитывать при решении всех конкретных вопросов, а во-вторых, в целях и задачах происходят постоянные изменения.