Модель политического взаимодействия
Любое взаимодействие предполагает активность его участников. Эта активность может проявиться в действиях, а может протекать на уровне ментальных, мыслительных процессов, эмоциональных переживаний. Каждое взаимодействие по-своему уникально и вряд ли может быть полностью восстановлено в иной ситуации и в другое время. Однако в основе любого взаимодействия лежат некоторые общие процессы, знание которых может помочь субъекту управления приблизиться к поставленным целям наиболее эффективным путем.
Сконструируем модель политического взаимодействия. Ее назначение – помочь политическим менеджерам наглядно увидеть основные процессы, связывающие участников взаимодействия. Углубленное знание об особенностях этих процессов может стать хорошей основой для разработки алгоритмов управленческих решений в конкретных ситуациях и вывести процесс выработки и реализации управленческих решений на научный уровень.
При построении модели политического взаимодействия мы будем исходить из следующих допущений. Во-первых, люди, вступающие во взаимодействие, должны обладать соответствующей мотивацией. Только наличие мотивации делает человека потенциально готовым к взаимодействию, к реагированию не действия контрагента. При этом не важно, осознаются им мотивы своих действий или они существуют в виде неосознаваемых внутренних импульсов. Во-вторых, взаимодействие – это всегда обмен информацией, т.е. своеобразный коммуникационный процесс. Нельзя побудить или принудить индивида к политическому действию без передачи соответствующей информации. В-третьих, взаимодействующие в социуме индивиды стремятся к структурированию своего отношения, т.е. к его большей определенности, предсказуемости. Учитывая сказанное, модель взаимодействия можно в самом общем виде представить в виде трех процессов, связывающих его участников (рис. 4.4).
Рис. 4.4. Модель взаимодействия субъекта и объекта управления в политической кампании
Поясним смысл представленной на рисунке модели. Каждое взаимодействие из множества взаимодействий, составляющих политическую кампанию, можно представить в виде органически взаимосвязанных процессов мотивации, коммуникации и структуризации. Дадим краткое определение каждому из названных процессов, а для иллюстрации теоретических рассуждений возьмем такой простой вид взаимодействия, как визит агитатора к избирателю.
Процессы мотивации – это внутриличностные, психические процессы, ведущие к появлению мотивов, которые побуждают индивидов включаться во взаимодействие. В нашем примере и у агитатора, и у избирателя должен быть мотив, который подталкивал бы их к взаимодействию. Предположим, мотив агитатора – это его желание убедить избирателя голосовать за определенного кандидата. Мотив избирателя – это любопытство, подталкивающее его послушать, что скажет позвонивший в дверь. Отсутствие необходимой мотивации хотя бы у одной из сторон делает взаимодействие невозможным. Избиратель может просто захлопнуть дверь перед лицом пришедшего агитатора, и, следовательно, никакого взаимодействия не состоится.
Процессы коммуникации – это обмен информацией между участниками взаимодействия, их сигналы о своих намерениях, симпатиях и антипатиях, о понимании действий контрагента. В нашем примере – это рассказ агитатора о кандидате, возможные вопросы со стороны избирателя, свидетельствующие об определенном понимании поступившей информации. У субъекта управления нет другой возможности повлиять на объект, кроме процесса передачи ему соответствующим образом подготовленной информации.
Процессы структуризации – это создание относительно устойчивых, поддающихся прогнозированию отношений между субъектом и объектом управления, это принятие обоими участниками взаимодействия общих правил игры. В нашем примере процессы структуризации проявляются в том, что участники взаимодействия следуют определенным правилам, они исполняют определенные социальные роли. Один человек исполняет роль агитатора и ведет себя соответствующим образом, а другой – избирателя. Они, в соответствии с известными им правилами, разыгрывают небольшую сценку и при этом прекрасно понимают, что один ожидает от другого.
Таким образом, любое взаимодействие субъекта и объекта можно разложить на три группы процессов. Мотивационные процессы указывают на наличие или отсутствие потенциальной внутренней готовности, предрасположенности к политическому взаимодействию. Коммуникационные процессы позволяют актуализировать необходимые для данного случая мотивы путем распространения информации, вызывающей в сознании людей образы ситуаций, требующих от них определенного реагирования. Процессы структуризации ведут к закреплению определенных моделей взаимодействия, делают возможным их воспроизводство без дополнительных усилий в новой ситуации.
Процессы, связывающие взаимодействующих людей, разворачиваются одновременно, взаимно влияют друг на друга и не существуют каждый сам по себе. Процессы мотивации активизируются:
а) под влиянием процессов коммуникации, когда поступающая информация, будучи воспринятой, формирует представление человека о конкретной ситуации, намерениях и ожиданиях других людей. В нашем примере агитатор, видя позитивную реакцию слушателя и реагируя па его вопросы, старается рассказать побольше о деятельности кандидата;
б) под влиянием процессов структуризации, когда человек принимает на себя определенные роли и стремится к их более или менее достоверному исполнению. В нашем примере человек, исполняющий роль агитатора, стремится говорить как можно убедительнее, чтобы соответствовать принятой на себя роли.
Процессы коммуникации становятся возможными только благодаря:
а) мотивам, побуждающим людей вырабатывать, передавать и принимать ту или иную информацию. Наш избиратель будет слушать агитатора, только если у него появится интерес к информации;
б) структурам, связывающим людей и создающим устойчивые каналы передачи информации. Избиратель будет слушать человека, которому он открыл дверь, только будучи уверенным, что перед ним агитатор, а не грабитель.
Процессы структуризации развиваются в результате:
а) наличия в мотивационной структуре устойчивых ролевых установок, побуждающих людей воспроизводить определенные модели политического действия. Если человека не научат, как должен себя вести агитатор, то он нс сможет исполнять его роль;
б) наличия коммуникации, позволяющей более или менее адекватно интерпретировать намерения и взаимные ожидания участников статусно-ролевых взаимодействий. Если избиратель не откроет дверь агитатору, то как бы хорошо последний ни подготовился к исполнению своей роли, он не сможет этого продемонстрировать.
Признавая неразрывность процессов мотивации, коммуникации, структуризации, связывающих взаимодействующих людей, нам тем не менее предстоит работа по их аналитическому расчленению. Сделать этот шаг, т.е. рассмотреть каждый из этих процессов в отдельности, необходимо не только для того, чтобы лучше разобраться в специфике каждого из них, но и для того, чтобы использовать полученные знания для контроля и управления этими процессами. Только знание особенностей протекания данных процессов может стать надежной основой для выработки стратегии и тактики политической кампании. Это знание составляет ту необходимую теоретическую базу политического менеджмента, без которой он составляет лишь набор апробированных практикой технологических приемов, степень эффективности которых имеет слишком большую амплитуду колебания.