Модель максимизации добавленной стоимости
Хотя модель максимизации прибыли может быть применена как в коротком, так и в длительном периоде, фактически большинство компаний сосредотачиваются на текущих финансовых аспектах, в частности прибылях. Это приводит к игнорированию интересов наиболее важного и продуктивного ресурса компании – ее работников, т.е. конкретно тех, кто делает возможным получение прибыли. Менеджеры для уменьшения затрат, и следовательно, увеличения прибыли, часто идут на снижение заработной платы, вызывая тем самым враждебность отношений между управляющими и рядовыми сотрудниками компании.
В последнее время многие, особенно японские, компании вместо этого близорукого подхода используют модель максимизации добавленной стоимости, включающей в себя, как известно, амортизационные отчисления, прибыль и заработную плату. Если целью функционирования компании становится максимизация добавленной стоимости, то как менеджеры, так и рабочие компании начинают остро осознавать, что их личные интересы неразрывно связаны со способностью компании конкурировать на национальном и мировом рынках. Тогда все они начинают вместе искать пути сокращения затрат, увеличения объема продаж, повышения производительности труда, эффективности инвестиций.
Модель максимизации собственного капитала компании
Наибольшее распространение в последние годы получила модель максимизации собственного капитала, т.е. рыночной стоимости обыкновенных акций компании, если речь идет о корпорации.
В основе данного подхода лежит предпосылка, что повышение достатка владельцев компании заключается не столько в росте текущих прибылей, сколько в повышении цены их собственности. Таким образом, любое финансовое решение, обеспечивающее в перспективе рост стоимости акций, должно активно приниматься владельцами и(или) управленческим персоналом компании.
В широком смысле финансовая стоимость создается при участии лишь нескольких переменных, наиболее важными среди которых считаются:
• поток денежных средств;
• время;
• риск.
Критерий максимизации стоимости акционерной собственности, т.е. максимизации стоимости акций, учитывает все эти факторы. В частности, если инвесторы считают, что компания способна создать существенный поток денежных средств в будущем, то это породит растущий спрос на ее акции, что приведет к росту их стоимости. Если получение денежных средств становится ближе по времени, то стоимость акций также растет, так как денежные средства сегодня стоят дороже, чем завтра. Таким образом, цель максимизации стоимости акций учитывает временной фактор создания стоимости. И, наконец, здесь совершенно естественным образом учитывается риск. Если инвесторы считают, что компания проводит слишком рискованную политику, не соответствующую возможным ожиданиям, то они могут продать имеющиеся у них акции, что приведет к снижению их стоимости.
С учетом вышесказанного, критерий максимизации богатства акционеров, что эквивалентно максимизации курсовой стоимости выпущенных компанией обыкновенных акций, рассматривается в настоящее время как наиболее обоснованный и приоритетный критерий финансового менеджмента.
Именно поэтому и настоящий курс международного финансового менеджмента имеет своим предметом предпосылки и условия принятия менеджерами международной компании таких управленческих решений, которые обеспечивают создание и повышение ее стоимости (ценности).
Примечание. При необходимости учета в процессе оптимизации деятельности международной компании одновременно нескольких целей наиболее перспективным признается метод поиска так называемых оптимальных компромиссных управленческих решений, рассмотренный в [62]. Многоцелевой подход к мотивации поведения компаний характерен, кстати, для всех так называемых поведенческих теорий фирмы (данное направление называется бихевиоризм, от англ, behavior– поведение), активно используемых в практике управления японскими компаниями.