Модель динамики эдукационной системы
Эта модель берет начало из работ Я. А. Коменского, И. Ф. Гербарта и служит для объяснения развития процесса, динамики наращивания его продуктов. Основу модели составляют этапы (ступени) учебно- воспитательного процесса. В первом варианте данной модели (по И. Ф. Гербарту) выделялось четыре этапа: ясность, ассоциация, система, метод. Со временем в модели появляются и другие компоненты, такие как сообщение и осознание знаний, их усвоение (запоминание) учеником, обобщение, применение на практике. В соответствии с развитием педагогической теории модель постепенно достраивается и уточняется. В качестве основных этапов ЭП выделяют:
• восприятие-осознание, включая понимание и первичное усвоение знаний;
• усвоение знаний, умений, требований, правил – словом, всего того, что составляет предмет обучения-воспитания;
• закрепление и совершенствование предмета обучения-воспитания;
• формирование умений и навыков;
• практическое применение умений и навыков;
• диагностика обученности-воспитанности.
Модель имеет множество модификаций. Больше всего их создано для учебной составляющей ЭП. Например, иногда ее интерпретируют следующим образом (М. И. Болдырев, Б. П. Есипов)[1]:
1) восприятие знаний;
2) осмысление воспринятого, образование понятий;
3) осознание понятного, усвоение знаний;
4) закрепление усвоенного;
5) применение приобретенных знаний, умений.
Известный исследователь обучения М. А. Данилов выделяет в ЭП следующие структурные компоненты[2]:
1) выдвижение проблемы и осознание учебных задач;
2) восприятие предметов и явлений, формирование понятий, развитие наблюдательности, воображения и мышления учеников;
3) закрепление и усовершенствование знаний, формирование необходимых умений и навыков;
4) применение знаний, умений;
5) анализ достижений учеников, проверка и оценивание их знаний, выявление достигнутого уровня умственного развития.
Этапы учебного процесса иногда называют звеньями. М. А. Сорокин к звеньям учебного процесса относит[3]:
1) постановку перед учениками и осознание ими учебных задач, создание необходимых условий и стимулов для обучения;
2) восприятие учениками нового материала в разнообразных формах и из разных источников;
3) осмысление воспринятого материала, образование обобщений;
4) формирование научных понятий, усвоение законов;
5) закрепление и усовершенствование приобретенных учениками знаний, формирование умений и навыков;
6) применение знаний, умений и навыков;
7) анализ результатов обучения, проверку усвоения учениками знаний, умений и навыков.
Несколько иная модификация структуры ЭП представлена М. К. Жерносековым. К звеньям учебного процесса он относит элементы, с которыми связано формирование потребностей и интересов в обучении (заметим, что потребности, интересы обычно относятся к воспитательной составляющей ЭП). Он выделяет следующие звенья[4]:
1) формирование у школьников потребностей, интересов, мотивов обучения;
2) выделение соответствующих и создание опережающих основ, которые характеризуют переход учеников на более высокую ступень обученности;
3) выдвижение и постановка перед учениками проблем, задач, вопросов, которые стимулируют необходимость нахождения неизвестного;
4) ориентирование и самоориентирование учеников в способах решения задач, проблем;
5) осуществление деятельности учеников под руководством учителя;
6) выявление и проверка результатов деятельности учеников, формирование навыков самопроверки и самоконтроля.
Как видим, все подходы в основе своей совпадают, что свидетельствует о жестко регламентированном течении эдукационного процесса.