Модели взаимодействия групп интересов и государства
Политическая наука подчеркивает наличие систематических связей между группами интересов и правительственными институтами, вырабатывающими и осуществляющими государственную политику. Расхождения в характере этих связей позволяют говорить о том, что в современных обществах существуют различные системы организации групп интересов и моделей их взаимоотношений с правительственными институтами.
На основании множества исследований в политической науке выделяют три основные модели взаимодействия групп интересов и государства, присущие современному обществу: плюралистическую, демократически корпоративистскую и управляемую.
Плюралистической системе групп интересов присущ ряд особенностей, которые касаются формы организации как интересов, так и способов группового участия в политическом процессе:
– разнообразные группы могут представлять единый социетальный интерес;
– членство в группах является добровольным и ограниченным;
– группы часто имеют свободную или децентрализованную организационную структуру;
– группы интересов и правительство четко отделены друг от друга.
В рамках подобной системы не только имеются отдельные группы интересов для особых секторов общества, скажем, профсоюзы, бизнес- ассоциации и профессиональные группы, но каждый из таких секторов может быть представлен множеством групп – профсоюзов, бизнес-ассоциаций и т.д. Эти группы конкурируют между собой в борьбе за ресурсы, членов и влияние, и все одновременно пытаются навязать свои требования лицам, определяющим политический курс и государственную политику. Самым известным образцом глубоко плюралистической системы групп интересов являются Соединенные Штаты; в качестве других примеров можно привести, например, Канаду и Новую Зеландию. Несмотря на более широкое членство в профсоюзах и несколько бо́льшую координацию действий бизнес-ассоциаций, значительная часть исследователей склонна относить к данной категории и Великобританию, а также Францию и Японию.
Для демократических корпоративистских систем групп интересов характерно гораздо более организованное представительство интересов:
– каждый социетальный интерес обычно представлен единой головной ассоциацией;
– членство в такой ассоциации часто является обязательным и почти всеобщим;
– головные ассоциации имеют централизованную структуру и разделяют действия своих членов.
– во многих случаях группы интересов систематически участвуют в разработке и осуществлении политического курса.
Так, если в плюралистической системе может существовать широкий спектр независимых друг от друга групп, отражающих интересы бизнеса, то в корпоративистской действует единая головная ассоциация, представляющая все наиболее значимые деловые и промышленные интересы.
Наконец, совершенно иная модель организации групп интересов присуща управляемым, системам:
– каждый сектор общества представлен одной группой;
– членство в таких группах часто является принудительным;
– каждая группа обычно имеет иерархическую структуру;
– группы контролируются правительством или его органами для поддержки политического курса правительства.
Определяющей для систем такого типа является последняя характеристика: группы существуют для того, чтобы облегчать контроль правительства над обществом. Наиболее показательны в этом отношении традиционные коммунистические системы, где доминирующие партийные организации пронизывали собой все уровни общества и плотно контролировали все разрешенные ассоциативные группы. Например, профсоюзы и молодежные организации полностью были подчинены коммунистической партии, и им лишь крайне редко дозволялось артикулировать интересы своих членов. Подобный контроль и по сей день сохраняется в Китае,
Северной Корее, на Кубе. Развитие высококонтролируемых трупп интересов поощряется и политическими системами ряда некоммунистических наций, таких как Бразилия и Мексика.