Лекция 10. Мирные средства разрешения международных споров
В соответствии с международно-правовыми нормами государства и другие субъекты МП обязаны решать возникающие между ними конфликты мирными средствами, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность.
Международные конфликты отличаются по основаниям, формам проявления, видам, методам решения и другим основаниям. Различают два основных вида международных конфликтов: спор и ситуацию.
Спор — это совокупность взаимных притязаний субъектов международных правоотношений по вопросам, касающимся их нрав и интересов, толкования международных договоров и др.
Под ситуацией понимается совокупность обстоятельств субъективного характера, вызвавших трения между субъектами международных правоотношений вне связи с конкретным предметом спора.
Таким образом, при ситуации собственно спора еще нет, но имеются предпосылки для его возникновения; ситуация — это состояние потенциального спора.
В соответствии с нормами МП, и в частности с Уставом ООН, а также с учетом соответствующих принципов Заключительного акта СБСЕ, угроза силой или ее применения не должна использоваться для урегулирования споров между государствами. Они должны разрешаться мирными средствами в соответствии с международным правом. Все государства должны добросовестно соблюдать свои обязательства по поддержанию международного мира и безопасности в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.
Для осуществления принципа, согласно которому все споры должны разрешаться исключительно мирными средствами, требуются соответствующие процедуры урегулирования споров. Такие процедуры являются существенным вкладом в укрепление международного мира и безопасности и справедливости.
Международные споры должны разрешаться на основе суверенного равенства государств и с учетом принципа свободного выбора средств в соответствии с международными обязательствами и принципами справедливости и международного права.
Договоренность, будь то специальная или предварительно достигнутая, между сторонами в споре о процедурах его урегулирования, подходящих для заинтересованных сторон и соответствующих особенностям спора, имеет существенно важное значение для эффективной и прочной системы мирного урегулирования споров.
Выполнение решений обязательного характера, выносимых в рамках процедур мирного урегулирования споров, является существенно важным элементом любой общей структуры мирного урегулирования споров.
Таким образом, мирные средства разрешения международных споров — это совокупность институтов мирного урегулирования международных конфликтов в соответствии с основными принципами МП, нормами МП и принципом справедливости.
Институт мирных средств разрешения международных споров в МП — межотраслевой. Его нормы содержатся в различных отраслях МП — праве международной безопасности, праве международных организаций, международном гуманитарном праве и т.д. Основными источниками данного института являются: Конвенция о мирном решении международных столкновений (Гаага, 18 октября 1907 г.), Пересмотренный Общий акт о мирном разрешении международных споров от 26 сентября 1928 г. с поправками, внесенными Генеральной Ассамблеей ООН 28 апреля 1949 г., Устав ООН, учредительные документы региональных международных организаций, Декларация о принципах международного права, Заключительный акт СБСЕ, Итоговый документ Венской встречи 1989 г. и другие документы СБСЕ, а также международные обычаи.
В соответствии с нормами МП и с учетом соответствующих принципов и положений СБСЕ государства воздерживаются от угрозы силой или ее применения для разрешения своих споров и стремятся к их мирному урегулированию.
Государства признают, что обращение к какой-либо процедуре урегулирования или ее принятие, по добровольному согласию для разрешения существующих или будущих споров, в которых они являются сторонами, не является несовместимым с суверенным равенством государств. Просьба об обращении к какой-либо процедуре урегулирования не составляет недружественного акта.
Государства стремятся предотвращать споры и разрабатывать, использовать и совершенствовать механизмы, направленные на недопущение споров, в том числе если это целесообразно, договоренности и процедуры в целях предварительного уведомления и консультаций, касающихся действий одного государства, которые могут существенно затронуть интересы другого государства.
Если все же споры возникают, государства обращают особое внимание на то, чтобы не допускать такого развития спора, которое будет представлять угрозу международному миру и безопасности. Они предпринимают соответствующие шаги для надлежащего ведения своих споров до их урегулирования. В этих целях государства:
— рассматривают споры на раннем этапе;
— воздерживаются в течение спора от любых действий, которые могут ухудшить положение и сделать более трудным мирное урегулирование спора или воспрепятствовать ему;
— стремятся, используя все соответствующие средства, достичь договоренностей, позволяющих сохранить между ними добрые отношения, в том числе если это целесообразно, принимать временные меры, которые не наносят ущерба их юридическим позициям в споре.
Заинтересованные государства-участники, в частности: консультируются друг с другом на как можно более раннем этапе; в случае, если они не могут урегулировать спор между собой, прилагают усилия к тому, чтобы согласовать процедуру урегулирования, соответствующую характеру и особенностям конкретного спора; если спор подлежит передаче на согласованную сторонами процедуру урегулирования спора, разрешают данный спор посредством этой процедуры, если они не договорились об ином; принимают привлечение третьей стороны, когда спор не может быть урегулирован другими мирными средствами. Государства, в частности:
а) прилагают усилия к включению в свои будущие договоры положений, предусматривающих урегулирование споров, которые возникают в связи с толкованием или применением этих договоров, и к рассмотрению возможности выполнения третьей стороной соответствующей роли, будь то обязательного или необязательного характера;
б) воздерживаются, насколько это возможно, от оговорок к процедурам урегулирования споров;
в) рассматривают возможность снятия оговорок, которые они могли сделать в отношении включенных в многосторонние договоры процедур урегулирования споров;
г) рассматривают возможность принятия обязательной юрисдикции Международного Суда посредством либо договора, либо одностороннего заявления в соответствии с п. 2 ст. 36 Статута Международного Суда и сведения к минимуму любых оговорок в связи с таким заявлением;
д) рассматривают возможность снятия таких оговорок, если они выступили с подобным заявлением, сопровождающимся одной или несколькими оговорками, или если это будет сделано в будущем;
е) рассматривают возможность, па основе специального соглашения, передачи в Международный Суд или в арбитраж, используя, в случае необходимости, Постоянную палату Третейского суда, таких споров, которые подпадают под разрешение посредством подобных процедур;
ж) становятся, насколько это реально возможно, стороной в других соответствующих договорах и других международных соглашениях об урегулировании споров;
з) рассматривают возможность признания юрисдикции международных органов по мирному урегулированию споров или контрольных механизмов, созданных в соответствии с многосторонними договорами, касающимися среди прочего защиты прав человека, или снятия существующих оговорок, если таковые имеются, в отношении подобных механизмов.
В зависимости от степени и формы участия спорящих сторон в вынесении решения по существу спора различают три группы мирных средств разрешения международных споров: дипломатические; юридические; разрешение разногласий в международных организациях.
К дипломатическим средствам следует относить: непосредственные переговоры; примирительную процедуру (следственные и согласительные комиссии); переговоры с участием третьих лиц (посредничество, добрые услуги). Юридические средства включают арбитражное разбирательство и судебную процедуру. Разрешение разногласий в международных организациях предполагает участие в разрешении спора в органах международных организаций, которым это правомочие предоставлено международными документами.