Лекция I. Микроподход к организационному поведению. Личность и коллектив
В результате изучения материала главы студент должен:
знать
• типы человеческих отношений, складывающихся на работе;
• особенности трудовых отношений в организациях;
• характер иерархических взаимоотношений;
• характер функциональных (технологических) взаимоотношений;
• особенности межличностных отношений;
• влияние коммуникации и общения на взаимодействие людей;
• механизмы социального обмена и социального сравнения;
• важнейшие средства влияния менеджмента на различные типы организационных отношений;
уметь
• анализировать человеческие отношения на работе;
• строить правильные отношения в трудовом коллективе;
• использовать подходящие средства управления;
• избегать негативного влияния на людей, приводящего к ухудшению человеческих отношений;
владеть
• навыками анализа человеческих отношений на работе;
• средствами регулирования организационного поведения и человеческих отношений.
В большинстве сфер деятельности можно наблюдать совместную работу людей. Люди, работающие вместе, образуют особую социальную группу – коллектив. Они выстраивают личные отношения, которые шире и выше служебных отношений. Управление не может идти вразрез с требованиями социальной группы, противоречить ее природе и организации, иначе пострадает дело. Задача менеджмента создать и использовать трудовой коллектив – социальные связи и человеческие отношения, объединяющие людей – для достижения организационных целей.
Коллектив как социальная организация и человеческая общность
Организационная деятельность – это коллективная деятельность. Коллектив имеет сложную двойственную природу. Можно сказать, что объединенные вместе люди формируют особую человеческую общность – коллективный субъект деятельности, а их поведение и упорядоченные взаимоотношения создают специфическую социальную среду – социальную организацию.
Коллектив как первичная форма взаимодействия людей – это совокупность лиц, которые планомерно объединяют свои усилия и средства для осуществления социальных задач. Коллективы бывают различными. В частности, коллектив людей, упорядоченно и целесообразно осуществляющих совместную трудовую деятельность, называется производственным или трудовым.
Характерные черты коллектива как социальной организации: (1) наличие единой цели (например, производство продукта или оказание услуги); (2) наличие управления, необходимого для принудительного ограничения воли и действий индивидов посредством авторитета власти; (3) наличие кооперации на основе разделения труда. Люди необходимы друг другу для мультипликации своих усилий, которой они достигают посредством интеграции, взаимопомощи, и облегчения тяжести труда, т.е. распределяя усилия между собой.
Члены организации представляют собой организационно оформленную общность людей. Важнейшие характеристики коллектива как социальной общности: (1) наличие социальных групп, различающихся по условиям деятельности, интересам, целям, профессиям, видам занятий; (2) наличие социальных (человеческих) отношений; (3) наличие социального сознания, т.е. осознания общности коллективных интересов.
Собственно социальные аспекты деятельности коллектива предстают в виде системы субъектов и отношений между ними, складывающихся в процессе организационной деятельности, направленной на достижение общей цели. Основными социальными субъектами в организации являются социальные группы, индивиды и менеджмент, между которыми возникают и развиваются отношения различного типа. Это отношения: (1) между отдельными работниками: работник (индивид) – работник, работник – менеджер, менеджер – менеджер, топ-менеджер – менеджер, топ-менеджер – топ-менеджер; (2) между индивидом и группой: работник – рабочая группа, менеджер – коллектив работников, топ-менеджер – персонал организации; (3) между различными группами: группа персонала – группа персонала (молодые и старшие по возрасту, мужчины и женщины, квалифицированные и неквалифицированные, хорошие и плохие работники), менеджмент – персонал, топ-менеджмент – персонал.
Коллектив людей как социальная общность представляет собой совокупность индивидов, малых групп и взаимоотношений между ними.
Коллектив – социально дифференцированная общность людей. Социальная группа в организации есть система отношений между частью членов организации, объединенных по значимому для них (группообразующему) признаку. Как члены группы они имеют одинаковое положение в организации, общие интересы, ценности, нормы и образцы поведения. Возможны различные классификации групп: по статусу, размеру, характеру контроля, степени формализованности структуры (например, целевые группы – участки, бригады; социально-психологические группы – неформальные группы, дружеские компании).
Все социальные группы и индивиды в организации взаимодействуют друг с другом и образуют организационное и человеческое единство. Люди, достаточно продолжительное время взаимодействующие друг с другом, принимают различные роли, формируют общие нормы поведения, испытывают чувство общности. Поэтому коллектив – это единое целое и особый – коллективный – субъект деятельности. Он характеризуется тем или иным уровнем сплоченности, определенной степенью ценностного единства, сложившимся социально-психологическим климатом.
Производственный коллектив представляет собой организационно оформленное множество работников, объединенных общими целями, а также отношениями сотрудничества и взаимной ответственности, общностью интересов, ценностей, норм, правил и образцов поведения, несмотря на то что они принадлежат к различным социальным группам. Все это должно создавать благоприятную социальную среду (хорошие отношения), необходимую для эффективной совместной деятельности по достижению целей организации.
Стремясь достичь своих целей, организация регулирует свой состав и взаимоотношения между индивидами и группами посредством формирования различных систем отношений. Эти отношения сложны и многообразны. В организационных отношениях отражаются важнейшие структуры общественных отношений – социальных, экономических, трудовых, правовых, управленческих. Организация упорядочивает взаимоотношения людей в иерархической структуре между вышестоящими и нижестоящими, формирует систему функциональных отношений (распределение функций между группами работников), обусловленную технологией совместной деятельности.
Каждая из систем отношений может иметь как формальный, так и неформальный характер. Система формальных организационных отношений определяется законами, уставами, предписаниями, инструкциями, правилами, распоряжениями, техническими нормативами. Но в организации существуют и неформальные структуры человеческих отношений, которые тесно переплетаются с формальной структурой. Поэтому члены трудового коллектива являются одновременно носителями должностей, позиций, функций и вместе с тем исполнителями неформальных ролей, выразителями определенных интересов, потребностей, мотивов, ценностных ориентаций. На основе формальных организационных отношений развиваются отношения сотрудничества и взаимопомощи, т.е. отношения коллективизма.
Таким образом, производственный коллектив представляет собой определенное единство людей – индивидов и групп, связанных социальными, экономическими, правовыми, управленческими, функциональными и личными системами отношений.