Внешние факторы, влияющие на поведение
К внешним факторам, влияющим на поведение человека относятся:
– конкретная ситуация, складывающаяся в данный момент, и ее особенности;
– окружение (прямое или косвенное воздействие со стороны руководителей, подчиненных, коллег, партнеров, сотрудников и т.п.);
– положение субъекта в окружении (статус, престиж, организационная роль и др.).
Круг общения – некоторое число лиц (коллег, руководителей, подчиненных), поддерживающих контакты между собой. Он не имеет четкого отличительного признака и постоянного состава.
Круг общения бывает служебным, предопределяемым должностными связями, и личным, основывающимся на эмоциональных отношениях.
Под влиянием окружения у большинства людей формируется тип поведения, называемый конформизмом (лат. conformis – подобный, схожий). В этом случае человек не способен ставить под сомнение существующее положение дел, мыслить вразрез с мнением других, смотреть на вещи новыми глазами, отказывается от самостоятельных действий, подчиняется групповому давлению. Конформизм существует в форме уступчивости (несогласия в душе) или интернализации (индивид принимает на веру мнение окружающих и искренне с ним соглашается).
Главная причина конформизма состоит в том, что человек часто не способен в полной мере постичь действительность, стабилизировать се образ в своем сознании (без чего он не может нормально существовать и действовать), поэтому справедливость своих предсказаний оценивает на основе того, насколько те разделяются другими.
Другими причинами конформизма являются:
– желание не оказаться отторгнутым, добиться признания или получить необходимую информацию;
– надежда на вознаграждение за лояльность;
– боязнь вызвать неодобрение со стороны окружающих, страх перед реальным (или воображаемым) их давлением (санкциями) в случае несогласия;
– негативное отношение к посторонним (сплочение перед лицом внешнего врага);
– ограниченность возможности влиять на общее мнение.
Конформизм имеет немало положительных сторон:
1) избавляет людей в сложные моменты от долгих раздумий, как себя вести, усиливает их сплоченность;
2) поведение становится стандартным в обычных ситуациях;
3) облегчает организацию совместной деятельности, интеграцию индивида в окружение. Поэтому новички проходят проверку на способность к конформному поведению; не выдержавший ее человек вряд ли сумеет найти в коллективе для себя место;
4) конформизм придает коллективу свое "лицо", если все его члены строго придерживаются общих ценностей и норм поведения.
Влияние на поведение статуса и престижа членов организации
В системе организационных отношений (официальных и неофициальных) каждый человек занимает определенное положение. Оценка окружающими значимости этого положения называется организационным статусом.
Статус может быть предписанным (обусловлен не зависящими от человека моментами, например, родством с высокопоставленными особами) или приобретенным ценой собственных усилий. Последний бывает официальным, связанным с должностью субъекта, и неофициальным, обусловленным его особыми личными достоинствами (авторитет). Назначив человека на должность с высоким статусом, его можно легче подчинить администрации.
Официальный статус во многом обусловлен служебным положением данного субъекта, которое характеризуется не только уровнем должности, но совокупностью связанных с ней прав и возможностей (обеспеченность транспортом, обслуживающим персоналом, иными социальными благами, льготами, привилегиями, доступ к специальной информации, прямые контакты с высшими руководителями, вхождение в те или иные круги общения и др.).
В то же время служебное положение зависит и от ранга организации, поэтому лица, занимающие в разных формах формально равные должности, обладают различным реальным статусом.
Неофициальный статус (авторитет) основывается на высокой оценке окружающими личных достоинств человека (знаний, опыта, культурного уровня, нравственности и т.п.).
Нужно иметь в виду, что авторитет формируется не только стихийно, но и целенаправленно с помощью специальных мероприятий: ритуалов, распространения соответствующей информации и др.
Его росту способствует справедливое отношение к людям, умение держать слово, готовность решать проблемы, творческий подход к делу, требовательность и уважение к подчиненным; умение стратегически мыслить, профессиональная компетентность, лидерские способности, умение улаживать конфликты и др.
Признание окружающими важности, привлекательности положения (социального статуса) субъекта называется престижем. Престиж во многом зависит от сферы деятельности. Одинаковые по рангу должности в одной сфере будут считаться престижными, а в другой – нет.
Организационная (социальная) роль
Под организационной (социальной) ролью понимается модель поведения человека в системе служебных и личных отношений, соответствующих его месту в организации, официальным задачам, ожиданиям окружения, а также индивидуальным психологическим особенностям и личным ценностям.
Роли делятся на активные (обусловлены конкретной ситуацией в данный момент времени) и латентные (имеется потенциальная готовность их исполнять). Доминирующая роль получила название социального амплуа.
Роли бывают предписанными, например конвенциональные (безличные, определяемые должностными инструкциями), и приобретенными, которые субъект усваивает в процессе социализации.
Поведение человека в организации предусматривает его приобщение к культуре и ценностным ориентациям организации. Человек усваивает от своего непосредственного окружения свое духовное ОГЛАВЛЕНИЕ, свои взгляды, нравственные представления, стереотипы поведения. Социализация делает человека путем его включения в структуру социума носителем определенных социальных ролей, а ценности организации формируют его индивидуальность, предоставляя ему возможность выбора наиболее привлекательных для него типов поведения. Постоянная погруженность человека в межличностную среду организации и ее подразделения ускоряет этот процесс.