Международные транспортные организации

Понятие и классификация международных транспортных организаций.

В организации правовой регламентации международных перевозок важную роль играют международные транспортные организации. Их полномочия в правовой области достаточно разнообразны. В компетенцию международных транспортных организаций входит разработка проектов международных договоров, подготовка транспортных и технико-регламентационных правил перевозки грузов, пассажиров и багажа, проформ транспортных договоров. Они дают заключения и рекомендации по применению международных норм. К функциям таких организаций относятся также толкование действующих соглашений, урегулирование споров путем посредничества и арбитража.

Особенно значительна роль международных транспортных организаций в правовой области, связанной с подготовкой и принятием международных транспортных конвенций. Обычно эти правовые акты подписываются на дипломатических и иных конференциях. Однако этому предшествует кропотливая работа по согласованию ряда позиций участников, выработке компромиссных формулировок, устранению противоречий, которая проводится в рабочих группах и юридических комитетах международных транспортных организаций. Такая работа, по сути, предопределяет качество международных конвенций и полноту охвата ими регулируемых вопросов.

Процесс создания международных транспортных организаций начался в конце XIX в. и развивался достаточно активно. В настоящее время создана и функционирует весьма разветвленная система этих организаций. Так, только в области воздушного транспорта действуют около 30 международных транспортных организаций.

Организационные основы, характер и объем полномочий международных транспортных организаций имеют существенные различия, что позволяет дать их классификацию.

Так, в зависимости от организационной формы можно выделить межправительственные и неправительственные транспортные организации. Главные задачи межправительственных транспортных организаций заключаются в выработке стратегии международных транспортных связей, их оптимизации, а также в обеспечении надлежащего исполнения международных конвенций. К таким межправительственным транспортным организациям относятся, например, ИМКО, ИМО, ИКАО, Центральное бюро международных железнодорожных сообщений.

Компетенция неправительственных международных транспортных организаций – рассмотрение главным образом организационных, а также технико-юридических вопросов транспортной деятельности на международном рынке транспортных услуг. Среди неправительственных транспортных организаций заметную роль играют следующие: на морском транспорте – БИМКО, Международная ассоциация независимых владельцев танкеров (ИНТЕРТАНКО); на железнодорожном транспорте – Международный комитет железнодорожного транспорта в Берне; на автомобильном транспорте – ИРУ; на воздушном транспорте – ИАТА.

В зависимости от характера рассматриваемых вопросов можно выделить международные организации, компетентные рассматривать наряду с различными аспектами международной деятельности связанные с ними общие проблемы функционирования международного транспорта, и международные транспортные организации, полномочные решать только вопросы деятельности международного транспорта, осуществления им транспортных услуг. К первой группе относится ЮНСИТРАЛ. Ее основная задача заключается в обеспечении прогрессивной гармонизации и унификации права в области как международной торговли, так и международного транспорта. Эту группу составляют также Международный институт по унификации частного права, Комитет по внутреннему транспорту Европейской комиссии ООН и некоторые другие.

Вторую группу представляет значительное количество международных транспортных организаций. Весьма авторитетной международной транспортной организацией этой группы является ИКАО, которая, будучи специализированным учреждением ООН, призвана решать проблемы, связанные с неразумной конкуренцией на воздушном транспорте, а также разрабатывать международные конвенции по регулированию воздушных перевозок. К этой группе относится также ИРУ, одной из целей деятельности которого является рассмотрение вопросов об использовании в международных автомобильных перевозках международных транспортных документов и выработка рекомендаций по их применению. На железнодорожном транспорте действует Центральное бюро международных железнодорожных сообщений в Берне, которое в основном занимается ведением дел, связанных со спорами участников международных конвенций по железнодорожным перевозкам. На морском транспорте – это Международный морской комитет (ММК), созданный специально для изучения правовых проблем торгового мореплавания и выработки необходимых рекомендаций.

Международные транспортные организации могут быть классифицированы по территориальному признаку. В первые десятилетия с начала процесса создания международных транспортных организаций они не ограничивались определенными территориальными рамками. К таким организациям относятся, например, ИКАО (1944 г.), Международная автодорожная федерация (1948 г.), ИМО (1949 г.), Международный союз водителей грузовиков дальнего следования и соответствующих транспортных средств (1957 г.) и др.

В начале 1960-х гг. начался активный процесс создания региональных международных транспортных организаций. В качестве примера можно назвать такие организации, как Ассоциация дальневосточных авиакомпаний (1966 г.), Арабский совет гражданской авиации (1967 г.), Восточно-Африканская железнодорожная корпорация (1969 г.), Европейская конференция по пассажирским тарифам (ЕПК) (1975 г.), Ассоциация авиакомпаний Европейского сообщества (1980 г.) и многие другие. Вполне понятно, что их деятельность ограничивается рамками соответствующих регионов.

Возможна классификация международных транспортных организаций в зависимости от видов транспорта, функционирование которых является объектом их деятельности. В рамках этого критерия следует выделить пять классификационных групп международных транспортных организаций, представляющих следующие виды транспорта:

1) автомобильный;

2) железнодорожный;

3) воздушный;

4) морской;

5) речной.