Международные региональные банки развития
Наряду с глобальным банком развития — Группой Всемирного банка — функционируют международные региональные банки развития (МРБР). Они предоставляют кредиты и техническую помощь развивающимся странам определенного региона в целях их социально-экономического развития. Среди этой группы международных банков выделяются Межамериканский, Африканский, Азиатский банки развития. Их объединяют общность причин, цели создания и деятельности.
Причины и цели создания
Образование международных региональных банков развития Азии, Африки и Латинской Америки в 1960-х гг. обусловлено рядом причин. В их числе:
1) распад колониальной системы, завоевание политической независимости, повышение роли развивающихся стран в мировом развитии, их борьба за новый экономический порядок;
2) необходимость решения региональных задач, которые не всегда учитываются МВФ и Группой ВБ;
3) привлечение кредитных ресурсов из разных, в том числе внешних, источников в целях кредитования проектов социально-экономического развития стран региона;
4) поддержка регионального сотрудничества и экономической интеграции развивающихся стран.
В числе внешних причин — заинтересованность развитых стран — нерегиональных членов МРБР в стимулировании экспорта в развивающиеся страны и сохранении их в сфере своего влияния (табл. 9.9).
Таблица 9.9. Международные региональные банки развития (2011 г.)
* 2010 г.
Различия и общие черты
Разница между этими банками обусловлена уровнем социально-экономического, культурного развития стран трех континентов — Латинской Америки, Азии и Африки, особенностями их исторического развития. Вместе с тем региональные банки развития имеют общие черты.
Во-первых, эти банки преследуют в основном одинаковые цели — стимулирование экономического, а с 1990-х гг. и социального развития стран регионов (здравоохранение, образование, городское хозяйство, экология). Особое внимание уделяется борьбе с бедностью, особенно в Азии и Африке, где за чертой бедности живут более 1 млрд человек. МРБР поддерживают процесс региональной экономической интеграции.
Во-вторых, примерно 1/3 членов банков развития — развитые страны. Поскольку им принадлежит значительная часть капитала и голосов банков, они оказывают существенное влияние на их деятельность. Любое решение Межамериканского банка развития (МаБР) может быть блокировано США, Азиатского банка развития (АзБР) — Японией и США, имеющими вместе 1/3 голосов. Первоначально по Уставу' членами Африканского банка развития (АфБР) могли быть только страны африканского континента. В связи с нехваткой ресурсов АфБР создан Африканский фонд развития (АФР, 1972 г.) с участием нерегиональных стран-доноров, а с 1982 г. в члены Банка принимаются и развитые страны. В настоящее время группа АфБР включает кроме головного банка АфБР трастовый фонд Нигерии и субрегиональные организации (Банк развития государств Центральной Африки, Южно-Африканское сообщество развития, Западно-Африканский и Восточно-Африканский банки развития).
Принцип распределения голосов в зависимости от внесенного капитала сохраняет влияние развитых стран на международные региональные банки развития. Хотя по Уставу МРБР большинство голосов должно принадлежать региональным членам, их доля сократилась ныне до допустимого минимума (50,02%) в связи с увеличением нерегиональных членов.
В-третьих, у МРБР в основном однотипные источники формирования пассивов (уставный капитал, выпуск облигаций, специальные и трастовые фонды) и кредитная политика.