Лекция 10. Международные организации в сфере международного уголовного права

В результате изучения данной темы студент должен:

знать

– понятие международного уголовного права и его подотраслей;

– виды субъектов реализации норм и принципов международного уголовного права;

– особые процедуры и формы межгосударственного антикриминального сотрудничества;

– органы и учреждения системы ООН в сфере противодействия преступности;

– основные документы конгрессов ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию;

– уголовно-правовую доктрину и судебную практику по делам о международных преступлениях;

уметь

различать институциональные модели международного уголовного правосудия;

– определять и сопоставлять компетенцию международных правоохранительных органов;

– анализировать основные положения учредительных документов между народных судебных учреждений, в частности Римского статута Международного уголовного суда;

владеть

– навыками оперирования основными понятиями и категориями в сфере международного уголовного права;

– навыком интерпретации правоприменительной, и в особенности судебной, практики по вопросам международного уголовного права;

– навыком квалификации того или иного деяния в качестве состава международного преступления или основания для реализации форм межгосударственного сотрудничества.

Ключевые слова: международное уголовное право, межгосударственное антикриминальное сотрудничество, система международного уголовного правосудия (юстиции), Международный уголовный суд, Интерпол, Европол, Евроюст.

Международное уголовное право – динамично развивающаяся отрасль международного публичного права, которая обладает своей внутренней структурой, содержит отдельные институты (субинституты) и особые подсистемы (подотрасли) права: международное уголовное материальное право; международное уголовно-процессуальное, международное оперативно-розыскное (правоохранительное) и международное судоустройственное право; международное уголовно-исполнительное (пенитенциарное) право; международную криминопенологию.

Все эти подотрасли обеспечивают решение таких важных задач международного уголовного права, как защита международного мира и безопасности человечества и предупреждение посягающих на них международных (универсальных и конвенционных) преступлений, восстановительное правосудие для их жертв, универсализация международного правопорядка и унификация (сближение) различных уголовноправовых систем.

Под реализацией норм международного уголовного права понимается комплексный (внутригосударственный и международный) механизм правореализации с особыми процедурами межгосударственного антикриминального сотрудничества.

Процедуры межгосударственного антикриминального сотрудничества

Данные процедуры применяются в следующих четырех формат.

1) конвенционная (договорно-правовая) форма межгосударственного сотрудничества, которая предполагает право- обеспечительное нормотворчество, в частности конкретизацию международно-правовых норм или их толкование, а также непосредственное применение норм, а именно самостоятельное, приоритетное и совместное правоприменение;

2) институциональная (организационная) форма межгосударственного сотрудничества, в которой велика роль международных организаций по вопросам противодействия преступности, международных судебных учреждений и правоохранительных организаций, а также международных антикриминальных конференций и неправительственных организаций;

3) оперативная форма межгосударственного сотрудничества, связанная с расследованием, судебным разбирательством и последующим обращением с преступниками (процедуры экстрадиции и оказания правовой помощи по уголовному преследованию; выполнение запросов об отдельных следственных действиях; передача осужденных в государство их гражданства для отбывания наказания; сотрудничество с международными уголовными судами и трибуналами);

4) специализированная (правоприменительная) форма межгосударственного сотрудничества по содействию в имплементации и применении норм международного уголовного права и стандартов уголовного правосудия, научно- информационному обеспечению и международному контролю за этой деятельностью (прежде всего – мониторинг соответствия национальной законодательной и правоприменительной практики международно-правовым нормам и лучшему зарубежному опыту).