Метод тестирования
Особым методом исследования управления, наиболее популярным в современных условиях и достаточно эффективным, является метод тестирования.
Существует множество определений теста. Например, тест – это удовлетворяющая критериям исследования эмпирико-аналитическая процедура. Это очень общее определение. Но есть определения и более конкретные: тест – это система высказываний, позволяющая получить объективное отражение реально существующих отношений людей, их свойств, признаков и количественных параметров.
Можно сформулировать более точное определение теста относительно проблем исследования управления.
Тест – это метод изучения глубинных процессов деятельности человека посредством его высказываний или оценок факторов функционирования системы управления.
Бытует ошибочное представление, что тестирование используется главным образом в изучении психологических проблем. Действительно, в психологии тестирование является наиболее эффективным методом изучения личности. Но сфера использования тестирования не ограничивается только психологической проблематикой.
Большую роль в исследовании при помощи тестирования играет конструкция теста.
Тест включает в себя набор высказываний и оценок по определенной проблеме или ситуации. Оценки могут быть упрощенными (согласен / не согласен) или шкалированными (совершенно верно, верно, скорее верно, чем неверно, трудно сказать, скорее неверно, чем верно, неверно, совсем неверно). Шкала может иметь цифровые оценки в виде рейтинговых коэффициентов или выбора степени согласия.
Конструкция теста должна предполагать возможность обработки его результатов по определенным статистическим программам (рис. 2.22).
Рис. 2.22. Принципы составления тестов для исследования управления
Каждый тест имеет ключ, позволяющий обработать полученную информацию в соответствии с целями тестирования.
Существуют правила формулирования высказываний:
а) они должны быть короткими, содержать не более одного придаточного предложения;
б) понятны для всех без исключения исследуемых (респондентов);
в) в высказываниях не должно быть намека на правильный, одобряемый или ожидаемый ответ;
г) по каждому из высказываний желательно предлагать одинаковое число альтернативных ответов – не менее пяти;
д) тест не может состоять целиком из предложений, в которых высказываются только позитивные или только негативные суждения;
е) в каждом высказывании теста должно быть только одно утверждение.
При составлении теста необходимо учитывать его основные характеристики.
Надежность – одна из важнейших характеристик. Ее связывают с точностью высказываний, определяющей возможность измерения, перевода в количественные показатели. Надежность определяется целью, задачами и характером тестового исследования, качеством высказываний.
Существуют приемы проверки надежности тестов. Они включают повторное тестирование, параллельное тестирование, прием раздельного коррелирования (внутренняя корреляция высказываний), использование дисперсионного анализа, факторный анализ.
Валидность теста – способность теста отражать и измерять то, что он должен отражать и измерять в соответствии с замыслом, целями. Это относится не только к самому тесту, но и к процедуре его проведения. Валидность теста может быть проверена посредством сравнительной оценки результатов, полученных другими методами, или путем формирования различных групп тестируемых, можно проверить валидность по содержанию теста, проанализировав каждое его высказывание.
В управлении при помощи тестирования можно исследовать проблемы использования ресурсов, в частности важнейшего из них – времени, а также уровень квалификации персонала, распределение функций управления, сочетание формального и неформального управления, стиль управления и пр.