Метод Дельфи
Этот метод – один из инструментов выбора и оценки решения.
Цель метода – получение согласованной информации высокой степени достоверности в процессе анонимного обмена мнениями между участниками группы экспертов для принятия решения. Метод основан на многократных анонимных групповых интервью.
План действий.
• Сформировать группу для сбора и обобщения мнений экспертов.
• Сформировать экспертную группу.
• Подготовить анкету, указав в ней проблему, уточняющие вопросы, процедуры оценки вариантов, втом числе в баллах.
• Провести опрос экспертов в соответствии с методикой, предполагающей при необходимости повторение процедуры.
• Полученные ответы служат основой для формулирования вопросов для следующего этапа.
• Обобщить экспертные заключения и выдать рекомендации по поставленной проблеме, опираясь на результаты обработки мнений экспертов, данные ими оценки.
Особенности метода:
прямые дискуссии экспертов заменяются индивидуальными опросами;
собранные варианты ответов подвергаются статистической обработке;
полученные обобщенные ответы передаются каждому эксперту путем личного общения либо по почте с просьбой пересмотреть и уточнить свое мнение.
Эта процедура может повторяться несколько раз.
Достоинства метода:
• способствует независимости мышления членов группы;
• обеспечивает спокойное и объективное изучение проблем.
Недостатки метода:
• чрезмерная субъективность оценок;
• требует достаточно много времени и организационных усилий.
Метод Дельфы может рассматриваться как способ математической обработки мнений экспертов: каждый из них ранжирует идеи по значимости, присваивает каждому рангу то или иное количество баллов по принятой системе, затем результаты обрабатываются, и идея, набравшая наибольшее количество баллов, признается важнейшей.
Деловые игры и метод кейсов
Признанными методами совместного решения проблем и активного обучения считаются деловые игры и рассмотрение конкретных ситуаций.
Деловые игры – это воспроизведение деятельности хозяйственных руководителей и управленческого персонала, игровое моделирование процессов управления. Игры могут быть разделены на учебные, производственные и исследовательские, хотя существуют и другие типологии. Организация деловой игры требует серьезной подготовки и иногда привлечения консультантов-специалистов. Организация игры предусматривает рассмотрение тех же этапов, что и при проведении дискуссии, однако подготовка производственной деловой игры, имеющей целью разработку прогноза развития организации, должна включать сбор и представление участникам аналитической информации, имеющей отношение к рассматриваемому вопросу, а иногда и вариантных расчетов разделов бизнес-плана. В необходимом объеме должны быть представлены средства обработки информации и созданы условия для работы в группах и совместной работы всех участников. Особые трудности вызывает необходимость создания атмосферы состязательности при сохранении доброжелательности и направленности на предмет обсуждения.
На первом этапе деловой игры формулируется ее цель, выдается необходимая исходная информация, формируются команды – малые группы, и организуется их деятельность.
На втором этапе проводятся коллективные обсуждения проблемы в малых группах, происходит обмен знаниями, опытом, вырабатываются групповые позиции и точки зрения на решение проблемы.
На третьем этапе проводится межгрупповая дискуссия, обсуждение докладов каждой малой группы, выработка общего решения.
Аналогично организуется и рассмотрение конкретных ситуаций (метод кейсов), т.е. принятие решения с использованием анализа параметров конкретной ситуации, взятой из практики. Если ситуация известна, уже имеются прецеденты решения, тогда и решается она стандартно. Если ситуация подобна ранее имевшим место и решенным, ее решение может находиться на пути приспособления, оптимизации ранее принятых решений. Если ситуация неизвестна, необходим поиск нового метода решения, в том числе с использованием методов организации коллективной мыслительной деятельности.