Методы управления государственным долгом
Цель управления государственным долгом – выработка экономически обоснованного соотношения между потребностями государства в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению, поддержание объема государственного долга на безопасном для национальной экономики уровне. Управление государственным долгом может быть эффективным в том случае, если будет ориентировано прежде всего на обслуживание стратегических инвестиционных проектов, а государство – выступать координатором инвестиций в рамках стратегии экономического роста.
Управление государственным долгом осуществляется посредством эффективного использования средств государственного заимствования, привлечения средств для выплаты долга, а также нейтрализации его негативного воздействия на экономику страны.
Величина государственного долга не должна превышать размеров ВВП более чем в два раза, поскольку в противном случае слишком большие ресурсы будут направляться на его обслуживание, что окажет подавляющее воздействие на развитие экономики. По этой же причине нежелательно привлечение новых займов, если выплаты по внешним обязательствам составляют более четверти внешнеторгового оборота страны.
Если вложения средств государственного заимствования приносят доходы, превышающие сумму долга и выплаты по нему процентов, то эти средства используются эффективно. Минимальным критерием эффективности использования заемных средств служит величина процента по долгу. Если данное условие не выполняется, то требуется привлечение других источников для выплат процентов по долгу во избежание штрафных санкций за задержку выплат.
Если доходы от размещения государственного долга недостаточны для его погашения, то государство вправе:
• отказаться от долга полностью или частично;
• выпустить новые заимствования для выплаты прежних долгов;
• пролонгировать долг;
• прибегнуть к его конверсии;
• продать безнадежные долги.
Каждая мера имеет определенные последствия. В случае отказа от долгов государство нс сможет рассчитывать на кредиты в перспективе. Аннулирование государственного долга – это нерыночная мера решения долговой проблемы. Так, после Октябрьской революции советское правительство отказалось платить по государственным долговым обязательствам как иностранным, так и отечественным держателям государственных ценных бумаг, поскольку это были долги царской России.
Использование новых заимствований для выплаты старых долгов ведет к дальнейшему росту государственного долга. Применение пролонгирования продлевает сроки выплаты государственного долга, но суммы процентов при этом возрастают, поскольку процент придется выплачивать не только по сумме долга, но и по величине невыплаченного процента. При реструктуризации долг переводится в ранг долгосрочных, процентные выплаты при этом не возрастают, поэтому данная мера предпочтительнее предыдущей.
Конверсия государственного долга предполагает сто перевод в долгосрочные иностранные инвестиции при покупке в счет долга странами-кредиторами отечественной недвижимости, акций отечественных предприятий и т.д.
Безнадежные долги возникают в результате того, что ранее страна предоставила кредиты другим странам, которые в настоящее время не могут по ним расплачиваться. Хотя безнадежные долги продаются данной страной по значительно меньшей стоимости, их реализация позволяет выручить определенные средства для погашения государственного долга.
Динамика государственного долга воздействует на ситуацию на денежном рынке. Рост долга сопровождается расширением денежной массы в результате ускорения работы печатного станка, расходованию сбережений экономических субъектов и избыточных резервов коммерческих банков, что повышает темпы инфляции. Сокращение долга ведет к сжатию денежной массы, которое, в свою очередь, снижает темпы экономического роста. В целях нейтрализации данных негативных последствий государство должно ужесточать денежно-кредитную и налоговую политику в период увеличения государственного долга и смягчать – в период его сокращения.
Большой государственный долг, порожденный крупными бюджетными дефицитами, может негативно повлиять на состояние национальной экономики, поэтому в настоящее время в большинстве стран с развитой экономикой правительства отказались от рекомендованного кейнсианской теорией дефицитного финансирования экономики и проводят бюджетную политику, основанную на рекомендациях неоклассической теории.
В соответствии с данным подходом сокращаются темпы роста доходов и расходов бюджета, масштабы перераспределения национального дохода через бюджет уменьшаются. В отличие от кейнсианской концепции, делающей упор на стимулирование инвестиций посредством увеличения государственных расходов, теория предложения предполагает повышение инвестиционной активности прежде всего благодаря увеличению сбережений, которое необходимо стимулировать, в частности, путем снижения степени прогрессивности налогообложения либо посредством замены прогрессивного налогообложения пропорциональным.