Методы ценообразования

Выделяют следующие этапы ценообразовательного процесса на предприятии:

• определение базовой цены, т.е. цены без скидок, наценок, транспортных, страховых, сервисных компонентов;

• определение цены с учетом указанных компонентов, скидок, наценок.

Применяются следующие основные методы расчета базовой цены, которые можно использовать изолированно или в различных комбинациях друг с другом.

1. Метод полных издержек, или метод Издержки плюс (Full Cost Pricing, Target Pricing, Cost Plus Pricing). К полной сумме затрат (постоянных и переменных) добавляют определенную сумму, соответствующую норме прибыли. Если за основу берется производственная себестоимость, то надбавка должна покрыть затраты по реализации и обеспечить прибыль. В любом случае в надбавку включаются перекладываемые на покупателя косвенные налоги и таможенные пошлины. Применяется на предприятиях с четко выраженной товарной дифференциацией для расчета цен по традиционным товарам, а также для установления цен на совершенно новые товары, не имеющие ценовых прецедентов. Этот метод наиболее эффективен при расчете цен на товары пониженной конкурентоспособности.

Пример

Предприятие по производству предметов домашнего обихода желает установить цену на новое изделие. Прогнозируемый годовой объем производства – 10 000 ед. Предположительно прямые затраты сырья и материалов на единицу изделия – 1000 руб. Прямые затраты труда на единицу изделия – 400 руб. Предприятие планирует сумму постоянных затрат 2 000 000 руб. в год и надеется получить 4 000 000 руб. прибыли. Рассчитать цену с использованием метода маржинальных издержек.

Планируемая выручка от продаж после возмещения переменных затрат составит: 2 000 000 + 4 000 000 = 6 000 000 руб. Желательный результат от продаж после возмещения переменных затрат на единицу изделия: 6 000 000 /10 000 = 600 руб. Совокупные переменные затраты на единицу изделия: 400 + 1000 = = 1400 руб.

Цена (переменные затраты на единицу изделия + желательный результат от продаж после возмещения переменных затрат на единицу изделия) равна: 600 + 1400 = 2000 руб.

Далее к этой цене прибавляется НДС, налог на прибыль организаций, а также рассчитывается сумма взносов во внебюджетные фонды. В итоге цена с учетом налоговых издержек увеличивается более чем на 40%. 2

2. Метод стоимости изготовления (Conversion Cost Pricing). Полную сумму затрат на покупное сырье, материалы, полуфабрикаты увеличивают на процент, соответствующий собственному вкладу предприятия в наращивание стоимости товара. Метод неприменим для ценовых решений на длительную перспективу; он не заменяет, а дополняет метод полных издержек. Он применяется в специфических условиях и случаях принятия решений:

• о наращивании массы прибыли за счет наращивания объема производства;

• об отказе или продолжении конкурентной борьбы;

• об изменении ассортиментной политики при определении наиболее и наименее рентабельных изделий;

• по одноразовым (индивидуальным, немассовым) заказам.

3. Метод маржинальных издержек (Direct Costing System) предполагает увеличение переменных затрат в расчете на единицу продукции на процент, покрывающий затраты и обеспечивающий достаточную норму прибыли. Обеспечиваются более широкие возможности ценообразовании: полное покрытие постоянных затрат и максимизация прибыли.

4. Метод рентабельности инвестиций (Return on Investment Pricing) основан на том, что проект должен обеспечивать рентабельность не ниже стоимости заемных средств. К суммарным затратам на единицу продукции добавляется сумма процентов за кредит. Единственный метод, который учитывает платность финансовых ресурсов, необходимых для производства и реализации товара. Подходит для предприятий с широким ассортиментом изделий, каждое из которых требует своих переменных затрат и годится как для традиционно производимых товаров с устоявшейся рыночной ценой, так и для новых изделий. Применяется успешно при принятии решений о величине объема производства нового для предприятия товара.

Пример

Предприятие устанавливает цену на новое изделие. Прогнозируемый годовой объем производства – 40 000 ед., предполагаемые переменные затраты на единицу изделия – 35 руб. Общая сумма постоянных затрат – 700 000 руб. Проект потребует дополнительного финансирования (кредита) в размере 1 000 000 руб. под 17% годовых. Рассчитать цену с применением метода рентабельности инвестиций.

Переменные затраты на единицу 35 руб. Постоянные затраты на единицу изделия: 700 000 / 40 000 = 17,5 руб.

Суммарные затраты на единицу изделия 35 + 17,5 = 52,5 руб. Желательная прибыль составит: (1 000 000 × 0,17) /40 000 = = 4,25 руб./ед. (не ниже).

Минимально допустимая цена изделия (без учета налогов) равна: 35 + 17,5 + 4,25 = 56,75 руб.

5. Методы маркетинговых оценок (Pricing based on Market Considerations). Предприятие старается выяснить цену, по которой покупатель определенно берет товар. Цены ориентированы на повышение конкурентоспособности товара, а не на удовлетворение потребности предприятия в финансовых ресурсах для покрытия затрат.

Пример

Эластичность спроса от цен на продукцию предприятия равна 1,75.

1. Определить последствия снижения цены на 1 руб., если до этого снижения объем реализации составлял 10 000 изделий по цене 17,5 руб., а общие затраты были равны 100 000 руб. (в том числе постоянные – 20 тыс. руб.) на весь объем производства.

Выручка от продаж до изменения цены: 17,5 × 10 000 = 175 000 руб. Прибыль до изменения цены: 175 000 – 100 000 = 75 000 руб. Объем реализации после снижения цены: 10 000 × (1,75 × 1/17,5) + 10 000 = 11 000 ед.

Выручка от продаж после снижения цены: 16,5 × 11 000 = = 181 500 руб.

Общие издержки на производство и реализацию продукции после снижения цены:

• постоянные издержки: 20 000 руб.;

• переменные издержки: (100 000 – 20 000) / 10 000) × 11 000 = 88 000 руб.;

• общие издержки: 20 000 + 88 000 = 108 000 руб.

Прибыль после снижения цены: 181 500 – 108 000 = 73 500 руб. Таким образом, снижение цены привело к потере прибыли на сумму 1500 руб.: 75 000 – 73 500 = 1500 руб.

2. Определить, выгодно ли предприятию снижение цены на 1 руб./ед., если уровень постоянных издержек составлял 50% общих расходов.

Издержки после снижения цены при новом уровне постоянных издержек в структуре себестоимости – постоянные издержки составят: 100 000 × 0,50 = 50 000 руб.;

• переменные издержки: (100 000 – 50 000) /10 000) × 11 000 = 55 000 руб.;

• общие издержки: 50 000 + 55 000 = 105 000 руб.

Прибыль после снижения цены: 181 500 – 105 000 = 76 500 руб. Таким образом, снижение цены выгодно, поскольку приведет к получению дополнительной прибыли в сумме 1500 руб., а именно: 76 500 – 75000 = 1500 руб.

Учитывая специфику проблематики данного учебника, необходимо еще раз подчеркнуть, что в цену товара (работы, услуги) дополнительно включаются налоговые платежи в бюджет, а также во внебюджетные фонды, что необходимо учитывать при разработке ценовой политики хозяйствующего субъекта.

Кроме того, существует строго регламентируемый законодательством алгоритм установления цен между взаимозависимыми лицами, установленный Законом РФ № 227-ФЗ от 18 июля 2011 г., с ОГЛАВЛЕНИЕм которого необходимо ознакомиться в порядке самостоятельного изучения нормативных актов по налогообложению.