Внешние эффекты
Для того чтобы рынки эффективно функционировали, цены должны отражать альтернативную стоимость производства тех или иных товаров и услуг. Производители должны получить цену, по крайней мере, равную альтернативной стоимости продукта; в противном случае они просто не захотят осуществлять предложение этого товара на рынке. Однако возникают ситуации, при которых действие производителей (и потребителей) оказывают воздействие на третьих лиц, т.е. на людей, не являющихся в данной сделке ни продавцами, ни покупателями. Эти эффекты, направленные на третьих лиц и никак не отражающиеся в ценах, известны под названием внешние эффекты, или экстерналии (externalities). Данный термин был введен в 1920 г. А. Пигу в книге "Теория благосостояния".
Внешние эффекты могут быть благоприятными, в этом случае их называют положительными экстерналиями, или внешними выгодами, и неблагоприятными, тогда их именуют отрицательными экстерналиями, или внешними затратами.
Положительный внешний эффект возникает, если, например, в речном бассейне установлен маяк, свет которого обеспечивает беспрепятственное движение судов. Примером отрицательного внешнего эффекта могут быть издержки, которые несут экономические агенты вследствие загрязнения окружающей среды некоторыми производителями.
По особенностям возникновения внешние эффекты могут быть потребительскими, технологическими или денежными.
Потребительская экстерналия - это внешний эффект, возникающий на основе экономической деятельности потребителя, влияющей на уровень полезности другого потребителя. Технологический внешний эффект - экстерналия, образующаяся вследствие существования технологической зависимости выпуска одного экономического агента от объема производимых товаров или услуг другого экономического агента. Денежный внешний эффект возникает вследствие влияния на величину дохода или издержек одного экономического агента объемов производства, ценовой политики, рекламы и других приемов конкуренции другого экономического агента. Образцом такого типа внешнего эффекта является ситуация на конкурентном рынке, когда поведение одной фирмы негативно отражается на уровне среднего дохода и экономической прибыли другой фирмы.
В качестве способа решения проблемы внешних эффектов Пигу видел налогообложение, в частности введение налога на каждую единицу общественного блага, генерирующего отрицательные внешние эффекты. Налог такого типа получил название налога Пигу. Ставка налога Пигу устанавливается в сумме, равной внешним затратам при общественно оптимальном объеме выпуска.
Общественные блага
Четвертая ситуация нарушения функционирования рыночного механизма обусловлена тем, что конкурентные рынки не в состоянии выделить ресурсы для производства общественных благ, таких как национальная оборона, охрана окружающей среды, национальные парки.
Объектами рыночного механизма являются частные блага. Частные блага делимы и подвержены принципу исключения (получает товар тот, кто хочет и может оплатить рыночную цену). Общественные блага неделимы и не подвержены принципу исключения. (На квазиобщественные блага распространяется принцип исключения, но они неделимы.) Кроме того, выгоды от частных благ реализуются в результате их потребления, а от общественных благ - в результате их производства.
Когда мы говорим об общественных благах, то подразумеваем инфраструктуру - совокупность общих условий производства, без которых материальное производство, а также нормальная трудовая и повседневная жизнедеятельность людей невозможны. Существует закон: развитие инфраструктуры прямо влияет на развитие экономики, соответственно уровень развития инфраструктуры всегда должен быть адекватен уровню развития материального производства.
Особенность инфраструктуры определяется ее характерными чертами. Во-первых, это сектор экономики общего назначения. Во-вторых, инфраструктуре присущ характер коллективного потребления. Особый характер потребления придает ей ту специфичность, которая требует новой формы организации производства. В-третьих, инфраструктура непосредственно влияет на процесс производства, хотя находится за ее технологическими пределами. Она связывает воедино все отрасли народного хозяйства, способствует сбалансированному росту экономики.
Инфраструктуру необходимо развивать, ведь без адекватной инфраструктуры невозможно достичь высокого уровня благосостояния населения и построить прочный фундамент экономики.
За счет каких средств должна создаваться и развиваться инфраструктура: государственных или частных? Особенностью создания инфраструктуры является то, что источником ее финансирования являются в основном средства государственного бюджета. Причины ясны: во-первых, ее услугами пользуются все субъекты производства; во-вторых, создание объектов производственной инфраструктуры требует крупных первоначальных капитальных вложений; в-третьих, из-за длительных сроков окупаемости капиталовложения в инфраструктуру малоприбыльны и потому недостаточно привлекательны для частного капитала.
"Строительство" инфраструктуры - одно из требований, предъявляемых государству, ибо это позволит обуздать "свободную игру рыночных сил". У государства есть большие возможности для создания капитала общехозяйственного и социально-культурного назначения. Объектами государственного вмешательства, по мнению западных экономистов, должны быть лишь малодоходные, долго окупающиеся отрасли хозяйства, развитие которых одинаково необходимо для всей экономики. Расходуя средства бюджета на вложения в такие отрасли, государство освобождает частный капитал от нерентабельных расходов, уходя в то же время из прибыльных сфер приложения частного капитала, чтобы не выступать его конкурентом. Причем эта тенденция присуща всем развитым странам, и степень огосударствления инфраструктуры во многом зависит от развития форм собственности в той или иной стране. Так, в странах Западной Европы инфраструктурные сооружения преимущественно являются государственной собственностью. Этому в значительной мере способствовала проведенная в 1950-1960-е гг. национализация ряда отраслей инфраструктуры.
В США большая часть инфраструктуры принадлежит частному капиталу: это информационные службы, телефон, телеграф, электростанции, железные дороги и воздушные линии. Однако объективно современная рыночная экономика не может развиваться без государственного регулирования, поэтому даже в США в 1930-1940-е гг. стала усиливаться экономическая активность штатов и местных органов власти в сфере инфраструктуры.
Можно утверждать, что инфраструктура относится к так называемому регулируемому сектору экономики, где наряду с чисто государственными предприятиями имеют место частные и смешанные, но в любом случае находящиеся под непосредственным государственным контролем. Целью такого регулирования является поддержание стабильности в экономическом развитии через установление тарифов на продукцию отраслей инфраструктуры, поддержание нормы прибыли на уровне конкурентного производства, обеспечение спроса, платежеспособности населения в периоды спадов в экономике и т.п. Все эти мероприятия значительно расширяют и укрепляют сферу экономической деятельности государства, ведут к росту государственного сектора в инфраструктуре. И особенно в условиях экономического кризиса, когда резко сужается производство частного сектора, сфера деятельности инфраструктуры поддерживается в "рабочем состоянии", так как она находится в системе государственного управления.
Таким образом, инфраструктура способствует эффективному функционированию экономики, потому что она производит "общественные товары" (public goods), без которых невозможен экономический рост вообще. Экономисты, исследующие проблемы инфраструктуры, подчеркивают, что увеличение расходов на ее развитие должно происходить при активном участии государства, так как она является необходимым условием "нормального" функционирования частного предпринимательства и общества в целом. Направляя в инфраструктуру средства, государство в первую очередь способствует укреплению экономических и политических позиций частных предпринимателей, освобождает их от убыточных или малоприбыльных производств, создавая в то же самое время благоприятные условия для деятельности в основных отраслях экономики. И не случайно, что выдвижение проблемы инфраструктуры в экономической теории на первый план связано, во-первых, с разработкой стратегии экономического роста и, во-вторых, с усилением роли государства в хозяйственном механизме в рыночной экономике.
Ресурсы, необходимые для производства общественных (и квазиобщественных) благ, выделяются на основе политических решений и финансируются из государственного бюджета (за счет налогов).