Методы стратегического планирования и управления процессом обеспечения экономической безопасности государства
Значительное число и непрерывность действия объективно существующих опасностей, угроз и вызовов, а также многообразие субъектов экономики и необходимых для их надежного функционирования ресурсов, многоуровневость экономики, множество созданных государственных институтов в области государственного регулирования и управления экономикой и общественных организаций в сфере экономики указывают, что основным механизмом обеспечения экономической безопасности России должно быть управление. Это предполагает разработку совокупности федеральных целевых инвестиционных программ, направленных на обеспечение динамичного роста экономики, ее структурной перестройки и перевода на инновационный путь развития путем парирования опасностей, угроз и вызовов экономического характера российской экономике и экономическим интересам России.
В качестве основного метода совершенствования экономической безопасности и ее стратегического управления целесообразно использовать программно-целевое планирование и управление, а его аппарата – математическую теорию организаций. Практическая реализация данного метода и аппарата предполагает следующие этапы.
1. Стратегическое планирование (уточнение долгосрочных целей и разработка уже упомянутых программ), в рамках которого необходимы обоснование оптимальных (по выбранным критериям) количественных показателей экономической безопасности и разработка комплекса целевых программ на всех уровнях экономики, направленных на их обеспечение.
2. Стратегическое и оперативное управление процессом их реализации, в рамках которых осуществляется обеспечение экономической безопасности на соответствующем уровне экономики, организация непрерывного контроля значений этих показателей и осуществление управляющих воздействий но их поддержанию в заданных пределах.
Интегральными показателями, указывающими на эффективность обеспечения экономической безопасности, могут быть ее результативность (достигаемый социально-экономический эффект) E(Ψ) и издержки Т, связанные с осуществлением данного процесса, базовыми – качество жизни населения России, затраты на обеспечение экономической безопасности, а также риск причинения российской экономике и экономическим интересам России в мире экономического и иного ущерба. Последний показатель может служить мерой опасности как отдельных угроз и вызовов, так и всего их комплекса.
Другие, более частные, показатели должны характеризовать меру возможности появления опасностей, угроз и вызовов экономического характера российской экономике и экономическим интересам России в мире, размеры средних затрат на их предупреждение либо снижение тяжести экономических последствий и величину экономического ущерба от них в случае проявления. Эти частные показатели могут использоваться в задачах оптимизации стратегического планирования и стратегического и оперативного управления обеспечением экономической безопасности в качестве оптимизируемых параметров, ограничений и целевых функций.
Для прогноза всех перечисленных показателей могут использоваться методы теории возможностей и математической теории организаций, которые позволяют представить процесс обеспечения экономической безопасности в виде динамической системы, представленной в выражении (1).
где L и M – привлекаемые людские и технические средства соответственно; X – соответствующие задачи; Y – результаты решения соответствующих задач; tkl – издержки.
Априорно интегральные показатели экономической безопасности как математическое ожидание соответствующих случайных величин могут быть определены из следующего выражения:
(2)
где Р (хk) и Р (у1/хk) – вероятности поступления и решения задачи по обеспечению экономической безопасности соответственно; ψkl – результативность.
Окончательная же оценка предложенных показателей должна использоваться с привлечением методов математической статистики.
Критерием оценки эффективности обеспечения экономической безопасности будет поддержание такого ее уровня, который характеризуется высоким качеством жизни многочисленных народов России либо соответствует минимуму суммарных издержек, связанных с объективно существующими для российской экономики и экономическим интересам России в мире опасностями, угрозами и вызовами. Под суммарными издержками здесь подразумеваются как затраты, необходимые для парирования объективно существующих для нации угроз и вызовов, так и ущерб от их возможного разрушительного воздействия.
Оптимальными же следует считать те целевые программы и мероприятия по обеспечению экономической безопасности, реализация которых влечет максимальный прирост уровня экономической безопасности и национальной безопасности в целом при выделенных затратах либо требует минимальных затрат для достижения заданного уровня экономической безопасности. Соответствующие оптимизационные задачи могут решаться методами математического программирования при условии представления используемых в них показателей математическими ожиданиями случайных величин либо модальными значениями – факторов нечетких систем, в предположении об известности распределений первых и функций принадлежности – вторых.