Методы правового регулирования банковского права
Методом правового регулирования является совокупность юридических приемов и способов воздействия на общественные отношения. Метод правового регулирования, как правило, характеризует правосубъектность участников отношений, их правомочия, а также основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений.
В банковском праве применяются диспозитивный и императивный методы. Диспозитивный (частноправовой) метод находит свое проявление в договорных обязательствах и характеризуется автономией воли и равноправием участников банковских правоотношений, а императивный метод (метод власти и подчинения) - подчинением одних субъектов другими, например, при лицензировании и надзоре. Оба метода в совокупности образуют комплексный метод правового регулирования банковских отношений.
Принципы банковского права
Принцип права - основополагающее начало, имеющее общеобязательный характер и обеспечивающее единый подход к регулированию совокупности общественных отношений, составляющих предмет отрасли права.
Принципы банковского права делятся на две группы: институциональные, относящиеся к построению банковской системы, и функциональные, связанные с организацией работы элементов банковской системы.
Институциональные принципы. Принцип двухуровнего построения банковской системы заключается в том, что банковская система России включает в себя верхний уровень, включающий ЦБР, субъекты нижнего уровня - кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.
Принцип единого (централизующего) начала логически связан с предыдущим принципом. Единым централизованным началом выступает ЦБР, одной из функцией которого является развитие и укрепление банковской системы РФ, в связи с чем ЦБР устанавливает правила проведения банковских операций, принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает лицензии кредитным организациям, организует систему рефинансирования кредитных организаций.
Функциональные принципы. Принцип законности является межотраслевым принципом и означает требование точного и неукоснительного соблюдения законов всеми участниками банковских отношений: кредитными организациями, их клиентами, органами власти и управления. Принцип исключительности (чистоты) банковской деят&1ьностизакреплен в ст. 5 Закона о банках, согласно которой кредитным организациям запрещено заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью. Специальная правоспособность кредитных организаций как коммерческих юридических лиц обусловлена необходимостью усиления публично-правового контроля за совершаемыми ими сделкам и. Принцип монопольного права эмиссии денежных знаков ЦБР закреплен в ст. 75 Конституции и в ст. 4 Закона о ЦБР. Согласно указанным нормам организация обращения и изъятия денежных знаков осуществляется исключительно ЦБР. Банкноты и монеты - единственное законное средство наличного платежа на территории России; они являются безусловными обязательствами ЦБР и обеспечиваются всеми его активами. Банкноты п монеты ЦБ к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей, для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории РФ. Принцип обеспечения банковской тайны закреплен в ст. 26 Закона о банках. Кредитная организация, ЦБР, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону.
Справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан - ПБОЮЛ выдаются кредитной организацией им самим, судам и арбитражным судам (судьям). Счетной палате РФ, налоговым органам, федеральному органу исполнительной власти в области финансовых рынков, Пенсионному фонду РФ, Фонду социального страхования РФ и органам принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии согласия руководителя следственного органа - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.
Справки по счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией им самим, судам, органам принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, при наступлении страховых случаев, а при наличии согласия руководителя следственного органа - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве, по запросам налоговых органов, направленным на основании запросов уполномоченных органов иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами РФ. Кроме того, не вправе раскрывать третьим лицам информацию, полученную от кредитных организаций: ЦБР, аудиторские организации, Росфинмониторинг, операторы платежных систем, органы и агенты валютного контроля, ФСФР России, руководители (должностные лица) федеральных государственных органов, перечень которых определяется Президентом РФ, и высшие должностные лица субъектов РФ (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ).