Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании
Управляемость процесса воспитания невозможна без обратной связи, которая дает характеристику его результативности. Выполнить эту функцию помогают методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.
Чтобы оценивать эффективность воспитательного процесса, необходимо изучать деятельность и поведение воспитуемых.
К основным методам контроля относятся:
1) педагогическое наблюдение за учеником;
2) беседы, направленные на выявление воспитанности, опросы (анкетные, устные и пр.);
3) анализ результатов общественно полезной деятельности;
4) выполнение поручений органов ученического самоуправления;
5) создание ситуаций для изучения поведения воспитуемых.
Педагогическое наблюдение характеризуется непосредственным восприятием деятельности, общения, поведения личности в целостности и динамике их изменения. Различают разнообразные виды наблюдения – непосредственное и опосредованное, открытое и скрытое, непрерывное и дискретное, монографическое и узкое и пр.
Чтобы успешно использовать наблюдение для изучения воспитанности личности, надо вести его с конкретной целью, владеть программой изучения личности, признаками и критериями оценки ее воспитанности.
Наблюдения должны носить систематический характер. В связи с тем что результаты наблюдений за поведением и деятельностью учащихся нелегко удержать в памяти, целесообразно вести специальные записи в дневниках, отражая как общие факты, так и конкретные, касающиеся отдельных воспитанников.
Беседы с воспитанниками помогают педагогам выяснить степень информированности учащихся в области нравственных проблем, норм и правил поведения, выявить причины отклонений от выполнения этих норм, когда они наблюдаются. Одновременно учителя фиксируют мнения, высказывания учеников, чтобы оценить качество своих воспитательных влияний, отношение детей друг к другу, их симпатии, антипатии и т.п.
Все чаще в классных коллективах применяются психологические опросники, которые выявляют характер отношений между членами коллектива, товарищеские привязанности или, наоборот, негативные отношения к тем или иным его членам. Такие опросники позволяют своевременно выявить возникающие противоречия и принимать меры по их быстрому и умелому разрешению. Применение опросников не столь простое дело, при их составлении следует соблюдать определенные правила, например не ставить вопросы в прямолинейной форме, ОГЛАВЛЕНИЕ ответов должно давать взаимопроверяемые сведения и т.п.
Для изучения результатов общественной и трудовой деятельности учащихся необходимо проводить беседы и опросы не только их самих, но и их родителей.
Процесс воспитания можно считать эффективным в том случае, если у ребенка появится потребность в самовоспитании – в сознательной планомерной работе над собой. Самовоспитание возникает тогда, когда ребенок подготовлен к нему, когда он начинает задумываться над своим будущим, проявлять известную самостоятельность в практической жизни.
Самовоспитание у детей происходит под влиянием всей воспитательной работы в школе и семье. Ведь ребенок не только объект, но и субъект воспитательного процесса. Поэтому самовоспитание есть тот необходимый этап в совершенствовании личности, когда идет активная работа над собой (осознание своих недостатков и соотнесение их с достоинствами и недостатками своей личности, желание исправить недочеты в поведении, в характере).
К методам самовоспитания относятся самоконтроль и самооценка. Самоконтроль – это регулярная запись своего поведения в целях выявления новых качеств характера и борьбы с недостатками.
Самооценка помогает взвесить и оценить свои возможности, посмотреть на себя со стороны, дать объективную оценку развитию как отдельных качеств личности, так и личности в целом, вызвать неудовлетворенность своим поведением. Важно научит ребенка правильно оценивать себя, свое поведение, не завышать и не занижать самооценку, не переоценивать себя.
Указанные выше общие методы воспитания не исчерпывают всего многообразия способов педагогического взаимодействия воспитателей и воспитанников. Педагогическая наука и практика, отвечая на запросы общества, ищут и находят пути совершенствования воспитательной работы.