Методы финансового планирования
Финансовое планирование может осуществляться различными методами: методом экономического анализа; методом экстраполяции; нормативным методом; индексным методом; программно-целевым методом; балансовым методом; методом оптимизации плановых решений; методом, основанным на бюджетировании.
1. Метод экономического анализа. Данный метод основан на изучении ретроспективной информации о деятельности некоммерческой организации, сравнении фактических и плановых показателей и выявлении факторов, их определяющих, и их влияния на показатели деятельности некоммерческой организации, реализации отдельных программ, проектов, грантов. Данный метод позволяет определить резервы роста финансовых ресурсов некоммерческой организации, недостатки финансового планирования предыдущих периодов и сформировать финансовый план с учетом этой информации.
2. Метод экстраполяции. Данный метод заключается в определении тенденций развития показателей деятельности некоммерческой организации, реализации отдельных программ, проектов, грантов и определения, и формирования с их учетом плановых показателей. Показатели плана рассчитываются путем корректировки данных прошлого периода на относительный темп их роста, определяемый этими тенденциями. Данный метод большинством некоммерческих организаций может использоваться только для получения примерного плана, так как только устойчивый прирост всех показателей позволят получить достоверные показатели финансового плана.
3. Нормативный метод. Данный метод предполагает формирование плановых показателей в некоммерческой организации на основе норм и нормативов. Это могут быть законодательно установленные нормативы или принятые внутри организации.
Согласно ст. 78.1 БК РФ, в бюджетах бюджетной системы РФ предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на ОГЛАВЛЕНИЕ государственного (муниципального) имущества.
4. Индексный метод. Данный метод основан на использовании разнообразных индексов при расчете плановых показателей. Для расчета планового показателя берется базисный финансовый показатель и индексируется.
5. Программно-целевой метод. Данный метод предполагает определение нескольких вариантов финансовых планов в зависимости от того, какие факторы и в какой степени будут влиять па деятельность некоммерческой организации в плановом периоде. Он позволяет определить тот вариант, который обеспечит достижение запланированных результатов. Применение этого метода финансового планирования требует наличие сотрудников высокой квалификации и является довольно трудоемким, что затрудняет его широкое использование в некоммерческих организациях.
6. Балансовый метод. Данный метод предполагает увязку финансовых ресурсов, имеющихся в распоряжении некоммерческой организации в плановом периоде, с объемом финансовых ресурсов, которые необходимо распределить в этот же период. Он довольно прост в использовании, что позволяет применять его в некоммерческих организациях всех организационно-правовых форм.
7. Метод оптимизации плановых решений. Данный метод заключается в определении нескольких вариантов финансовых планов, в основу каждого варианта могут быть заложены разные критерии выбора: минимальный объем финансовых ресурсов для достижения цели, минимум времени реализации и т.д. Для некоммерческих организаций данный метод финансового планирования важен, так как он позволяет учитывать такой нефинансовый критерий, как максимальный социальный эффект от реализации программы, проекта.
8. Метод, основанный на бюджетировании. Бюджетирование – процесс разработки плановых заданий по основным направлениям организации на предстоящий период[1].
В настоящее время в практике деятельности как коммерческих, так и некоммерческих организаций, большое распространение получил метод финансового планирования, основанный на бюджетировании. Именно этот метод позиционируется как наиболее эффективный для некоммерческих организаций в зарубежной практике[2] (например, в Канаде, где провинцией Альберта разработано Руководство по развитию деятельности некоммерческих организаций[3] метод финансового планирования на основе бюджетирования определяется как наиболее эффективный для некоммерческих организаций). Финансовое планирование деятельности в некоммерческой организации, основанное на бюджетировании, позволяет рассчитывать бюджеты отдельных программ, проектов. С помощью формирования бюджета повышается возможность выбора оптимального варианта реализации проекта, программы, а также обеспечить ведение деятельности в соответствии с уставными целями.
Бюджетирование реализуется в несколько этапов:
– формулировка целей деятельности некоммерческой организации на определенный период времени;
– оценка стоимости реализации каждой цели;
– прогноз поступления финансовых ресурсов из всех доступных источников;
– сравнение прогнозируемых поступлений и планируемого распределения финансовых ресурсов (при этом рекомендовано заложить резервный фонд для финансового обеспечения неучтенных, недоучтенных расходов);
– утверждение подготовленного финансового плана.
Бюджеты некоммерческих организаций могут быть различных видов:
– бюджеты проектов;
– бюджеты программ;
– сводный бюджет;
– бюджет денежных доходов;
– бюджет основных средств.
Рассмотрим бюджеты НКО более подробно.
1. Бюджеты проектов и программ, делятся на бюджеты, которые составляются в заявках на финансирование, и бюджеты договорных работ, выполняемые по договорам с другими организациями. Бюджеты проектов и программ, как правило, составляются на отдельные программы и проекты на срок их реализации.
2. Сводный бюджет, позволяет определить общие доходы и расходы по всем направлениям деятельности некоммерческой организации, включая административные расходы. Срок составления сводного баланса имеет достаточно большой период, как правило, полгода или год.
3. Бюджет денежных доходов показывает сколько, на какие виды работ и когда средства должны поступать и тратиться па весь планируемый период. Данный вид бюджета непосредственно имеет связь со сводным бюджетом.
4. Бюджет основных средств составляется лишь в том случае, когда планируется осуществление крупных расходов, направленных на удовлетворение потребностей и нужд всей организации, при этом эти расходы не относятся к административным расходам и не включены в бюджеты отдельных проектов. К таким расходам относят расходы на приобретение дорогостоящего оборудования, транспортных средств и т.д. Планирование таких расходов осуществляется на длительный период, например, на год.
В практике финансового планирования на основе бюджетирования в некоммерческих организациях применяются определенные подходы к составлению бюджета. Организация применяет тот подход, который в настоящей период времени наиболее актуален и удобен для нее.
Первый подход связан с составлением бюджета, основанного на ожидаемом объеме финансовых ресурсов. В этом случае организация рассчитывает только на определенные поступления и не принимает в расчет возможности фандрайзинга, расходы планирует исходя из ожидаемых и имеющихся у нее средств.
Второй подход связан с определением объема расходов, которые необходимо понести организации для достижения целей и задач финансового плана на определенный период времени. В этом случае изначально определяются программы, проекты, которые будет реализовывать организация и расходы, связанные с их выполнением. При наличии дефицита финансовых ресурсов проводится выявление источников его покрытия. Такой подход составления бюджета может применяться достаточно развитыми и финансово устойчивыми некоммерческими организациями.
Третий подход основан на сочетании первых двух и называется комбинированным. Он заключается в том, что часть бюджета планируется на основе ожидаемых доходов, а часть – исходя из расходов, на покрытие которых в дальнейшем будут найдены финансовые ресурсы при возникновении дефицита в них.
Актуальность этого подхода подтверждается тем, что современные некоммерческие организации в большинстве своем выполняют несколько проектов. В любой организации имеется определенный перечень административных расходов, которые необходимы для поддержания деятельности организации. Данные расходы обязательно должны учитываться при составлении бюджета. Изначально удобней составлять именно эту его часть, используя при этом второй подход – на основе расходов. При разработке будущих программ или проектов целесообразнее использовать первый подход и учитывать возможные доходы (например, гранты на проекты, целевое финансирование какой-либо программы, ожидаемые пожертвования), исходя из которых организация может планировать свою деятельность.
В процессе финансового планирования бюджет некоммерческой организации может неоднократно изменяться. При гибком бюджетном планировании сначала рассчитывается ориентировочный бюджет, который затем в процессе ведения деятельности корректируется.