Методологический аппарат в логистике. Логистические системы и их формирование

Объектом изучения логистики являются вещественные и соответствующие им энергетические и информационные потоки. Эти потоки на своем пути от первичного источника сырья до конечного потребителя проходят различные производственные, транспортные, складские звенья. При традиционном подходе задачи по управлению вещественными потоками в каждом звене решаются в значительной степени обособленно. Отдельные звенья представляют при этом так называемые закрытые системы, изолированные от систем своих партнеров технически, технологически, экономически и методологически. Управление хозяйственными процессами в пределах закрытых систем осуществляется с помощью общеизвестных методов планирования и управления производственными и экономическими системами. Эти методы продолжают применяться и при логистическом подходе к управлению вещественными потоками. Однако переход от изолированной разработки в значительной степени самостоятельных систем к интегрированным логистическим системам требует расширения методологической базы управления вещественными потоками.

К основным методам, применяемым для решения научных и практических задач в области логистики, следует отнести методы системного анализа, методы теории исследования операций массового обслуживания, экспертные методы, теории прогнозов и т.д. Применение этих методов позволяет прогнозировать вещественные потоки, создавать интегрированные системы управления и контроля за их движением, разрабатывать системы логистического обслуживания, оптимизировать запасы и решать ряд других задач.

Принятие решений по управлению вещественными потоками до начала широкого применения логистики в значительной степени основывалось на интуиции квалифицированных снабженцев, сбытовиков, производственников, транспортников. Развивая методологический аппарат, современная логистика наряду с разработкой и использованием формализованных методов принятия решений изыскивает возможности широкого применения опыта названной категории профессионалов. С этой целью разрабатываются так называемые системы экспертной компьютерной поддержки (или экспертные системы), позволяющие персоналу, не имеющему глубокой подготовки в логистике, принимать быстрые и достаточно эффективные решения.

Методологической основой сквозного управления вещественным и другими потоками является системный подход, принцип реализации которого в концепции логистики поставлен на первое место. Системный подход – это направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объектов и процессов как систем, что позволяет исследовать трудно наблюдаемые свойства и отношения в процессах и объектах, а также между ними. Системный подход означает, что каждая система является интегрированным целым даже тогда, когда она состоит из отдельных подсистем или модулей, а также позволяет увидеть изучаемый процесс или объект как комплекс взаимосвязанных подсистем, объединенных общей целью, раскрыть его интегративные свойства, внутренние и внешние связи.

Природа вещественного потока такова, что на своем пути к потреблению он проходит производственные, складские, транспортные, сервисные звенья. Организуют и направляют вещественный поток разнообразные участники логистического процесса. Поэтому системный подход дает возможность рассмотреть логистику управления потоками как систему, определяемую (по энциклопедии) в виде множества элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность и единство. В соответствии с этим положением можно выделить четыре основных требования, предъявляемых к логистической системе.

Первое требование – это целостность и делимость. Система есть целостная совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом. Следует иметь в виду, что элементы существуют лишь в системе. Вне системы – это процессы и объекты, обладающие потенциальной способностью образования системы. Элементы системы могут быть разнокачественными, но одновременно совместимыми.

Требование связей между элементами системы с закономерной необходимостью определяет интегративные качества этой системы. Связи могут быть вещественными, информационными, прямыми, обратными и т.д. В процессно-системном подходе эти связи описываются моделями процессов и объектов. Связи между модулями и элементами внутри системы должны быть более мощными, чем связи отдельных элементов с внешней средой, так как в противном случае система не сможет существовать. Исключение составляют процессные связи маркетинга и сервиса.

Требование организационной структуры системы предполагает наличие системоформирующих факторов у элементов системы, необходимых для ее создания. Для появления системы необходимо сформировать упорядоченные связи: определенную структуру, организацию системы, реализовать определенный логистический подход.

Наличие интегративных качеств, т.е. качеств, присущих системе в целом, но не свойственных ни одному из ее элементов в отдельности и создающих новые свойства системы, является (особенно для человеко-машинных систем) обязательным требованием.