Методика управленческой кризис-диагностики
Среди методов проведения диагностики принято выделять:
• аналитические;
• экспертные;
• стандартизированные тесты;
• графические методы представления структур и процессов – карты рисков;
• стресс-тестирование;
• SWOT-анализ;
• организационные процедуры диагностики;
• методы анализа финансово-хозяйственной деятельности;
• методы математической статистики;
• использование сбалансированной системы показателей и др.
В процессе организации и проведения управленческой кризис-диагностики целесообразно выделить четыре этапа:
• планирование;
• проведение диагностики;
• оформление результатов и разработка мероприятий;
• контроль.
Этап планирования включает:
• определение целей и задач управленческой кризис-диагностики;
• определение лиц, ответственных за организацию и проведение управленческой кризис-диагностики;
• определение сроков проведения и порядка формирования отчета по результатам проведенной диагностики;
• сбор информации, необходимой для проведения управленческой кризис-диагностики.
Проведение управленческой кризис-диагностики предполагает комплексное использование перечисленных выше методов анализа.
Этап оформления результатов и разработки мероприятий включает:
• моделирование ситуаций;
• генерирование альтернативных решений;
• принятие решений.
На этапе контроля выполняются:
• оценка влияния принятых решений на деятельность организации;
• контроль за реализацией принятых решений.
Ключевой задачей является разработка комплексной методики организации и проведения управленческой кризис-диагностики. Вместе с гем существующие методики кризис-диагностики, как правило, основаны на финансовом анализе, что не позволяет реализовать основную функцию диагностики – предотвращение кризисных явлений. В связи с этим нами предложена методика управленческой кризис-диагностики, которая основана на изучении, анализе и оценке основных факторов, оказывающих влияние на деятельность организации, и включает в себя следующие стадии:
• анализ влияния внешних и внутренних факторов;
• оценка влияния системы бухгалтерского учета и режима налогообложения на деятельность организации;
• оценка надежности системы внутреннего контроля;
• анализ договорной политики организации;
• анализ операций со связанными сторонами;
• анализ финансово-хозяйственной деятельности организации;
• анализ признаков, влияющих на допущение непрерывности деятельности организации;
• прогнозирование вероятности банкротства организации;
• оформление результатов управленческой кризис-диагностики.
Управленческая кризис-диагностика является для руководства экономического субъекта средством принятия стратегических и тактических решений, которая позволяет установить закономерности развития, анализировать влияние внешних и внутренних факторов на бизнес-процессы, оперативно реагировать на нежелательные тенденции, которые могут спровоцировать кризис. Являясь инструментом планирования и прогнозирования кризисных явлений, управленческая кризис-диагностика способствует более эффективному использованию всех ресурсов компании и тем самым влияет на качество системы управления и результаты финансово-хозяйственной деятельности.
Анализ влияния внешних и внутренних факторов на деятельность организации
Деятельность любой организации подвержена влиянию внутренних и внешних факторов. В деятельности организации также происходят изменения под воздействием изменений внешней среды и соответственно меняются с течением времени стратегические планы и цели. В связи с этим при проведении управленческой кризис-диагностики необходимо учитывать влияние не только внутренних, но и внешних факторов на деятельность организации. По мнению Е. В.Тюрюханова и И. С. Долгополова, внешняя среда – это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институциональных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности.
Р. А. Фатхутдинов в своих трудах выделяет следующие основные характеристики внешней среды: взаимосвязанность факторов внешней среды, сложность, подвижность и неопределенность. Принято выделять следующие группы факторов, оказывающих влияние на деятельность организации:
• отраслевые особенности;
• государственная политика;
• особенности нормативно-правового регулирования;
• характер деятельности;
• цели и стратегические планы развития и политика руководства организации;
• основные показатели деятельности и тенденции их изменения.
Факторы, оказывающие влияние на деятельность организации, можно разделить на несколько групп (табл. 7.1).
Таблица 7.1
Перечень факторов, влияющих на деятельность организации
№ п/п |
Факторы, влияющие на деятельность организации |
Пояснения |
1 |
Отраслевые особенности |
Характеристика основных рынков товаров, работ и услуг. Специфика деятельности (цикличная, сезонная). Технология производства. Конкурентоспособность продукции. Стоимость основных сырьевых ресурсов и др. |
2 |
Нормативно-правовое регулирование и государственная политика |
Нормативные правовые акты, регулирующие деятельность в отрасли. Особенности системы налогообложения. Влияние государственной политики на деятельность организации. Прочие факторы |
3 |
Особенности бизнес-процессов |
Основные источники доходов и расходов. Характеристика основных контрагентов (покупателей, заказчиков, дебиторов и кредиторов). Кадровая политика. Операции со связанными сторонами и др. |
4 |
Инвестиционная деятельность |
Приобретения или продажи новых отдельных объектов хозяйственной деятельности. Приобретение основных средств и других активов и др. |
5 |
Финансовая деятельность |
Организационная структура организации. Структура собственности. Структура задолженности и др. |
Существенное влияние на деятельность организации оказывает организационная структура управления, в связи с чем при проведении управленческой кризис-диагностики необходимо проанализировать следующие элементы:
• корпоративную и организационную структуру (включая любые изменения);
• состав акционеров и взаимоотношения с аффилированными лицами (их деловая репутация и опыт);
• структуру капитала;
• цели, принципы, стратегические планы руководства;
• источники и методы финансирования (текущие, первоначальные);
• действия и политику совета директоров (состав, деловая репутация и профессиональный опыт отдельных членов, независимость, периодичность заседаний, наличие комитета по аудиту и др.);
• действия руководящего состава;
• наличие и качество работы подразделения внутреннего аудита;
• отношение руководства к системе внутреннего контроля и т.д.
Организация может иметь сложную структуру, включающую дочерние организации или территориально отдаленные структурные подразделения, что усложняет процесс управления и может явиться причиной рисков существенного искажения информации. Для проведения полноценной диагностики необходимы знания о выбранной и применяемой учетной политике, о соответствии выбранных способов ведения бухгалтерского учета и подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности требованиям законодательства, а также характеру и специфике деятельности организации. Комплексная оценка факторов, оказывающих влияние на деятельность организации, позволит выявить риски возникновения кризисных явлений и потенциального банкротства.