Методика управленческой кризис-диагностики

Среди методов проведения диагностики принято выделять:

• аналитические;

• экспертные;

• стандартизированные тесты;

• графические методы представления структур и процессов – карты рисков;

• стресс-тестирование;

• SWOT-анализ;

• организационные процедуры диагностики;

• методы анализа финансово-хозяйственной деятельности;

• методы математической статистики;

• использование сбалансированной системы показателей и др.

В процессе организации и проведения управленческой кризис-диагностики целесообразно выделить четыре этапа:

• планирование;

• проведение диагностики;

• оформление результатов и разработка мероприятий;

• контроль.

Этап планирования включает:

• определение целей и задач управленческой кризис-диагностики;

• определение лиц, ответственных за организацию и проведение управленческой кризис-диагностики;

• определение сроков проведения и порядка формирования отчета по результатам проведенной диагностики;

• сбор информации, необходимой для проведения управленческой кризис-диагностики.

Проведение управленческой кризис-диагностики предполагает комплексное использование перечисленных выше методов анализа.

Этап оформления результатов и разработки мероприятий включает:

• моделирование ситуаций;

• генерирование альтернативных решений;

• принятие решений.

На этапе контроля выполняются:

• оценка влияния принятых решений на деятельность организации;

• контроль за реализацией принятых решений.

Ключевой задачей является разработка комплексной методики организации и проведения управленческой кризис-диагностики. Вместе с гем существующие методики кризис-диагностики, как правило, основаны на финансовом анализе, что не позволяет реализовать основную функцию диагностики – предотвращение кризисных явлений. В связи с этим нами предложена методика управленческой кризис-диагностики, которая основана на изучении, анализе и оценке основных факторов, оказывающих влияние на деятельность организации, и включает в себя следующие стадии:

• анализ влияния внешних и внутренних факторов;

• оценка влияния системы бухгалтерского учета и режима налогообложения на деятельность организации;

• оценка надежности системы внутреннего контроля;

• анализ договорной политики организации;

• анализ операций со связанными сторонами;

• анализ финансово-хозяйственной деятельности организации;

• анализ признаков, влияющих на допущение непрерывности деятельности организации;

• прогнозирование вероятности банкротства организации;

• оформление результатов управленческой кризис-диагностики.

Управленческая кризис-диагностика является для руководства экономического субъекта средством принятия стратегических и тактических решений, которая позволяет установить закономерности развития, анализировать влияние внешних и внутренних факторов на бизнес-процессы, оперативно реагировать на нежелательные тенденции, которые могут спровоцировать кризис. Являясь инструментом планирования и прогнозирования кризисных явлений, управленческая кризис-диагностика способствует более эффективному использованию всех ресурсов компании и тем самым влияет на качество системы управления и результаты финансово-хозяйственной деятельности.

Анализ влияния внешних и внутренних факторов на деятельность организации

Деятельность любой организации подвержена влиянию внутренних и внешних факторов. В деятельности организации также происходят изменения под воздействием изменений внешней среды и соответственно меняются с течением времени стратегические планы и цели. В связи с этим при проведении управленческой кризис-диагностики необходимо учитывать влияние не только внутренних, но и внешних факторов на деятельность организации. По мнению Е. В.Тюрюханова и И. С. Долгополова, внешняя среда – это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институциональных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности.

Р. А. Фатхутдинов в своих трудах выделяет следующие основные характеристики внешней среды: взаимосвязанность факторов внешней среды, сложность, подвижность и неопределенность. Принято выделять следующие группы факторов, оказывающих влияние на деятельность организации:

• отраслевые особенности;

• государственная политика;

• особенности нормативно-правового регулирования;

• характер деятельности;

• цели и стратегические планы развития и политика руководства организации;

• основные показатели деятельности и тенденции их изменения.

Факторы, оказывающие влияние на деятельность организации, можно разделить на несколько групп (табл. 7.1).

Таблица 7.1

Перечень факторов, влияющих на деятельность организации

п/п

Факторы, влияющие на деятельность организации

Пояснения

1

Отраслевые особенности

Характеристика основных рынков товаров, работ и услуг.

Специфика деятельности (цикличная, сезонная). Технология производства.

Конкурентоспособность продукции.

Стоимость основных сырьевых ресурсов и др.

2

Нормативно-правовое регулирование и государственная политика

Нормативные правовые акты, регулирующие деятельность в отрасли.

Особенности системы налогообложения.

Влияние государственной политики на деятельность организации.

Прочие факторы

3

Особенности бизнес-процессов

Основные источники доходов и расходов. Характеристика основных контрагентов (покупателей, заказчиков, дебиторов и кредиторов).

Кадровая политика.

Операции со связанными сторонами и др.

4

Инвестиционная

деятельность

Приобретения или продажи новых отдельных объектов хозяйственной деятельности.

Приобретение основных средств и других активов и др.

5

Финансовая деятельность

Организационная структура организации. Структура собственности.

Структура задолженности и др.

Существенное влияние на деятельность организации оказывает организационная структура управления, в связи с чем при проведении управленческой кризис-диагностики необходимо проанализировать следующие элементы:

• корпоративную и организационную структуру (включая любые изменения);

• состав акционеров и взаимоотношения с аффилированными лицами (их деловая репутация и опыт);

• структуру капитала;

• цели, принципы, стратегические планы руководства;

• источники и методы финансирования (текущие, первоначальные);

• действия и политику совета директоров (состав, деловая репутация и профессиональный опыт отдельных членов, независимость, периодичность заседаний, наличие комитета по аудиту и др.);

• действия руководящего состава;

• наличие и качество работы подразделения внутреннего аудита;

• отношение руководства к системе внутреннего контроля и т.д.

Организация может иметь сложную структуру, включающую дочерние организации или территориально отдаленные структурные подразделения, что усложняет процесс управления и может явиться причиной рисков существенного искажения информации. Для проведения полноценной диагностики необходимы знания о выбранной и применяемой учетной политике, о соответствии выбранных способов ведения бухгалтерского учета и подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности требованиям законодательства, а также характеру и специфике деятельности организации. Комплексная оценка факторов, оказывающих влияние на деятельность организации, позволит выявить риски возникновения кризисных явлений и потенциального банкротства.