Методика развития выносливости
Методика развития выносливости основывается на регулировании деятельности двигательного аппарата, вегетативных функций и эффективном управлении поведением при предельных волевых усилиях. Разумеется, значение указанных факторов далеко не одинаково в различных видах спорта. Это наиболее видно, когда сравниваются некоторые из интегральных показателей выносливости, вскрывающих мощность и эффективность энергетического потенциала человека в конкретной двигательной деятельности (рис. 5.12 и 5.13).
Рис. 5.12. Показатели мощности аэробных и анаэробных процессов у спортсменов, имеющих различную специализацию (по Н. И. Волкову и др.)
Рис. 5.13. Показатели значений емкости аэробных и анаэробных процессов у спортсменов, имеющих различную специализацию (по Н. И. Волкову, Э. Н. Несен, А. А. Осипенко, С. Н. Корсун)
Из приведенных диаграмм можно создать своеобразную классификацию видов спорта и выделить те факторы выносливости, которые имеют наибольшее значение для достижения хороших спортивных результатов. В сущности, это – одна из главных задач тренировочной методики.
Вторая проблема методического характера связана с критериями и компонентами нагрузки. Как было отмечено выше, борьба всего организма с утомлением является, прежде всего, борьбой его органов и систем за сохранение и повышение их работоспособности. Следовательно, утомление – главное средство борьбы с усталостью, главным средством для развития выносливости (В. С. Фарфель). При этом величина и специфика приспособительных изменений будут соответствовать степени и характеру реакций, вызываемых тренировочными нагрузками. При тренировке на выносливость важны не только глубина, но и характер утомления.
Отсюда и вторая основная задача методики тренировки – достижение специальных по величине и характеру структурных и функциональных изменений в организме спортсмена. Оптимизация физиологического воздействия на спортсмена в конечном счете сводится к следующим компонентам нагрузки:
а) интенсивности упражнений (их скорости и сопротивлению);
б) продолжительности воздействия;
в) продолжительности интервалов отдыха между отдельными повторениями;
г) характеру отдыха;
д) числу повторений.
В зависимости от возможных сочетаний между указанными компонентами будут получаться различные по величине и характеру приспособительные реакции в организме спортсмена.
Третья проблема методики тренировки относится к конкретным методам воздействия. В зависимости от характера двигательной деятельности используются различные варианты двух основных принципов нагрузки: непрерывной работы (равномерной или с изменяющейся интенсивностью); работы с интервалами отдыха (повторной с изменяющейся интенсивностью).
Четвертая проблема общеметодологического характера касается последовательности при совершенствовании различных компонентов выносливости. Так, например, в процессе конкретной тренировки прежде всего развертывается креатин-фосфатная реакция, затем гликолиз и в конце – дыхательные процессы. Это определяет и очередность конкретных задач в отдельной тренировке. В рамках годичного цикла картина является диаметрально противоположной: сначала совершенствуются аэробные возможности организма (т.е. общая выносливость), затем гликолитическая и наконец – алактатная выносливость. В связи с этим возникает ряд частных проблем относительно построения: отдельной тренировки, недельного цикла, соответствующих мезоциклов и макроциклов подготовки.