Методика конъюнктурных исследований
Экономическая конъюнктура представляет собой сложившуюся на рынке экономическую ситуацию, которая характеризуется уровнем цен, товарными запасами, а также соотношением спроса и предложения.
Основной целью конъюнктурных исследований является разработка прогнозов для корректировки текущих планов производства и реализации товаров, а также подготовка предложений, направленных на предотвращение возможных негативных явлений на рынке.
Методика изучения и прогнозирования конъюнктуры рынка включает несколько последовательных этапов.
Первый этап – текущее наблюдение за конъюнктурой. Получение информации о состоянии, тенденциях и перспективах развития конъюнктуры является необходимым условием успешного проведения конъюнктурного исследования.
Прежде чем приступить к текущему наблюдению, изучающий конъюнктуру должен наметить круг вопросов, в рамках которых будет происходить накопление материала, в том числе масштабы и характер показателей, отображающих развитие выбранного объекта наблюдения.
На первом уровне, т. е. при наблюдении за конъюнктурой рынка страны, схема текущего наблюдения имеет следующий вид:
• промышленность;
• сельское хозяйство;
• строительство;
• грузооборот и пассажирские перевозки;
• внутренний рынок и денежное обращение;
• внешняя торговля, платежный баланс, торговая политика.
В зависимости от особенностей экономической структуры
отдельных стран схема текущего наблюдения может корректироваться. Например, для промышленно развитой страны необходимо обращать внимание на положение в промышленности и сфере услуг. А для развивающейся страны, где структура экономики определяется сельским хозяйством, следует концентрировать внимание именно на этой отрасли.
На втором уровне, т. е. при наблюдении за конъюнктурой рынка конкретного товара, схема текущего наблюдения имеет следующий вид:
• производство товара и его структура, изменения в технике и технологии производства, конкурентоспособность товара;
• потребление товара по отраслям и в целом, изменения в характере потребления под влиянием НТП и уровня развития конкуренции;
• фирменная структура рынка, т. е. фирмы-производители, фирмы-потребители, контрагенты, конкуренты и посредники;
• товарные запасы в целом и отдельно на складах производителей, потребителей, предприятий оптовой и розничной торговли и т. д.;
• внешняя торговля, т. е. физический и стоимостный объем экспорта и импорта данного товара, торгово-экономические мероприятия, межгосударственные торговые соглашения, сведения о кредитах на экспорт или импорт товара и т. д.;
• цены сделок на товар во внешней торговле, справочные, прейскурантные, биржевые котировки (срочные и на реальный товар), контрактные, а также оптовые, розничные цены внутреннего рынка.
Схема текущего наблюдения за конъюнктурой товарного рынка также может корректироваться в зависимости от особенностей самого товара и его места в сфере общественного производства.
На третьем уровне, т. е. при наблюдении за конъюнктурой отдельного элемента товарного рынка (вида машин или оборудования), необходимо накапливать:
• информацию о воздействии НТП на производство данного товара (размеры и структура затрат на НИОКР);
• темпы обновления ассортимента выпускаемой продукции;
• сведения о капитальных вложениях в данную отрасль производства;
• информация об объеме спроса на продукцию (поступление заказов и объем заказов);
• информация о кредитной и налоговой политике государства.
Если объектом наблюдения является рынок сельскохозяйственной продукции, то накапливаются такие сведения, как размеры посевных площадей и средняя урожайность культуры, природно-климатические условия и оснащенность отрасли агротехническими средствами производства и уборки урожаев, запасы сельскохозяйственной продукции у производителей, потребителей и государства, внутренняя и внешнеторговая политика государства.
Второй этап – анализ конъюнктуры. Этот этап включает:
• формирование временных рядов по каждому из отобранных показателей, который описывает последовательность изменения показателя в прошлые и настоящий периоды;
• определение степени и направления воздействия каждого фактора в отдельности на основе применения методов экспертных оценок;
• рассмотрение в совокупности и взаимосвязи всех отобранных факторов и установление места и роли каждого из них в формировании конъюнктуры.
Третий этап – прогнозирование развития конъюнктуры. Этот этап является заключительным и самым сложным при изучении конъюнктуры.
Прогноз представляет собой научно обоснованное суждение о возможных вариантах состояния объекта в будущем (прогнозируемом) периоде, а горизонт прогноза – это срок, на который определяется прогноз. Выделяют краткосрочный и долгосрочный прогноз.
Долгосрочный прогноз оказывается не всегда точным и оправданным; он необходим в основном при определении стратегии развития фирмы. Краткосрочный конъюнктурный прогноз является более точным, и на его базе можно строить тактику рыночного поведения фирмы.
Краткосрочными прогнозами рынка постоянно пользуются все без исключения фирмы. В разработке этих прогнозов заняты сотни исследовательских и консультационных центров во многих странах. Любой прогноз ценен, в том числе и неоправдавшийся. В этом случае необходимо проанализировать причину, по которой прогноз не оправдался, и принять меры, чтобы ошибка не повторилась.
Знание конъюнктуры позволяет продавать и покупать товары по наиболее выгодным ценам, рационально маневрировать имеющимися ресурсами, оперативно расширять или сокращать выпуск товаров в соответствии с ожидаемой обстановкой на рынке.