Методическое обеспечение работы спортивного психолога
В современном спорте, особенно в спорте высших достижений, сложность используемых технологий, а также цена ошибки в методике подготовки спортсмена очень высока, поэтому узкая специализация всех участников тренировочного процесса становится необходимым условием. В полной мере это относится к психологической подготовке, которую наиболее эффективно может осуществлять целенаправленно подготовленный специалист — спортивный психолог. Только глубокий анализ психологических особенностей подготовки в конкретном виде спорта и доступных механизмов воздействия на психику спортсмена, выбор наиболее эффективных форм, средств и методов тренировки, творческое взаимодействие всех участников подготовки позволит максимально полно реализовать потенциал спортсмена и сохранить высокий уровень его соревновательных достижений.
Психологическое сопровождение — это основная форма деятельности психолога в спорте, совокупность психологических мероприятий для повышения эффективности всех видов подготовки спортсмена, обеспечения его психической готовности к выступлению, создание предпосылок к продолжительной спортивной карьере и стабильной демонстрации высоких результатов.
Для успешной реализации своей деятельности спортивному психологу необходимы не только профессиональные знания и умения, но также специализированный инструментарий для диагностической и коррекционной работы. Особенности работы спортивного психолога имеют свою специфику, которая отражается в условиях и методике работы.
Методическое обеспечение — это совокупность знаний, умений, диагностических материалов и заданий, развивающих и коррекционных упражнений, используемых специалистом для решения профессиональных задач.
Одним из видов методического обеспечения является рабочая документация. В данной главе обобщен многолетний опыт работы психологов в различных видах спорта и предложены наиболее эффективные, на взгляд авторов, формы планирования психологической подготовки и отчетности спортивного психолога.
Физиологической основой психики человека является нервная система, которая функционирует аналогично другим системам — мышечной, сердечнососудистой, дыхательной и т.д., но гораздо динамичнее реагирует на различные воздействия. Именно через нервную систему психика управляет всей активностью организма: от процессов жизнедеятельности до творчества, и совершенствование этого процесса идет постоянно в течение всей жизни человека. Поэтому и психологическая подготовка спортсмена проходит с первых занятий: от формирования интереса к виду спорта и воспитания профессионально важных качеств до регуляции психического состояния и социальной адаптации после завершения спортивной карьеры.
В психологическом сопровождении можно выделить три основных направления:
1) индивидуально-социальное — изучение и развитие особенностей личности, разрешение психологических проблем, связанных с адаптацией, бытом, учебой и общением;
2) терапевтическое — психологическая помощь при нарушении здоровья, пограничных состояниях, восстановлении после травмы, болезни;
3) тренировочно-соревновательное — реализация потенциала личности в процессе психологического сопровождения спортивной деятельности. И если для реализации мероприятий первого направления могут успешно привлекаться психологи разных специализаций, то для второго и третьего нужны конкретные специалисты — психотерапевты и спортивные психологи.
Работа психолога в спорте имеет ряд особенностей, которые принципиально отличают ее от других видов профессиональной деятельности. Во-первых, в спорте целью работы является подготовка к максимальному проявлению спортсменом своих возможностей, что требует значительных волевых усилий, эмоционального напряжения и может быть связано с риском для здоровья (получение травмы, перетренированность и т.д.).
Во-вторых, высокая конкурентность соревновательной борьбы вызывает необходимость создания на тренировке экстремальных условий, в том числе и с проявлением социально негативных явлений (конфликтности, агрессивности, дезадаптации). Безусловно, психологическая подготовка должна предусматривать и профилактику переноса негативных ситуаций в повседневную жизнь.
В-третьих, результат деятельности спортивного психолога ожидается в конкретный период проведения соревнований, и получение эффекта от психологической подготовки до или после запланированного момента рассматривается как неудача.
В-четвертых, при подготовке организм спортсмена подвергается различным воздействиям (тренировочные нагрузки, физиотерапия, фармакология и т.д.), и психологические мероприятия должны органично дополнять этот комплекс. Это требует от спортивного психолога знаний по биохимии, физиологии, теории спортивной тренировки и других специальных дисциплин. Только в этом случае он сможет организовать эффективное психологическое сопровождение.
В-пятых, подготовка и соревнования у спортсменов, особенно в спорте высших достижений, проходят в различных городах, залах, на базах и стадионах, что требует от психолога готовности работать в полевых условиях: без стационарного оборудования, аппаратуры, часто и отдельного помещения.
В-шестых, динамичные изменения психического состояния спортсмена им самим могут осознаваться гораздо позже, что фактически исключает из работы спортивного психолога длительные диагностические процедуры и ожидание от спортсмена запроса на конкретную помощь.
Игнорирование перечисленных особенностей приводит к неэффективности психологической подготовки. Правильная постановка задач психологической подготовке, наоборот — экономит время, средства и усилия, как самого спортсмена, так и других специалистов. Вот несколько типичных задач спортивному психологу для психологического сопровождения: обучить методам психорегуляции, снизить уровень тревожности, сформировать мотивацию и оценить готовность к соревнованию, развить волю, внимание, мышление, реакции и другие психические свойства.
Психологическая подготовка методически не отличается от любой другой — физической, технической, функциональной, но имеет свои формы, средства и критерии оценки, которые не всегда так очевидны, как в других направлениях тренировки. Но только объединение отдельных психологических мероприятий в единую систему приводит к эффективности в психологической подготовке. Ниже приводится пример такой системы для отдельного соревновательного цикла.