Менеджмент фактора времени (МФВ)
Еще одной философией осуществления фирменной стратегии управления качеством при рыночной экономике является менеджмент фактора времени – МФВ, имеющий европейские (в частности немецкие) корни. Он осуществляется в пять фаз, цели и задачи которых представлены ниже.
Нулевая фаза МФВ:
– цель – подготовка и структурирование плана выполнения проекта;
– задачи:
• достижение в ходе бесед с покупателем понимания и оценки проблем и шансов;
• количественное определение актуальной функциональности по отношению к заданной ситуации;
• постановка первой промежуточной цели;
• совместная с клиентом разработка плана исполнения проекта МФВ;
• организационная подготовка проекта, инструктаж и тренировка персонала.
Первая фаза МФВ:
– цель – достижение понимания желаний клиента для реализации их в рабочем процессе;
– задачи:
• набросок актуального с точки зрения клиента рабочего процесса;
• изображение желаний клиента и его взаимодействия с фирмой;
• измерение времени, издержек, просрочек и простоев на каждом отрезке поточной схемы.
Вторая фаза МФВ:
– цель – разработка решений по рабочему процессу;
– задачи:
• повторный процесс разработки решений рабочего процесса предприятия;
• учет основных зол.
Третья фаза МФВ:
– цель – осуществление рабочего процесса;
– задачи:
• дополнение новой системы;
• наблюдение за ходом процесса структурирования и управление им.
Четвертая фаза МФВ:
– цель – оценка полезности осуществленных решений;
– задача – выбор в ходе структурных изменений стратегий в основе которых следующее:
• доминирующее значение придается вопросу издержек;
• предпринимается усиленное продвижение продукта па рынок;
• осуществляется специальное изготовление в рамках заказа при меньшей цене;
• достигается дополнительная изюминка в виде снижения издержек, сокращения конструкторского цикла и повышения качества.
Особое внимание в МФВ уделяется циклу исследований и разработок, так как в его рамках происходит определение задач, процессов и рабочих операций в области фундаментальных исследований или же ранжирование новых продуктов в условиях цейтнота. Фактически здесь задействованы все сферы – маркетинг, технология, производство, поставки и т.д.
При этом разработка, основанная на факторе времени, приводит к следующим результатам:
– получению продукции лучшего качества и более эффективным процессом;
– более обстоятельной внутренней экспертизе и быстрой усвояемости нового;
– расширенному ассортименту;
– улучшению шансов на рынке.
Рассмотрим особенности реализации потенциала повышения качества, заложенного в цикле выполнения заказа, с помощью МФВ.
Сокращение времени обработки заказа по всему циклу способствует:
– смещению времени начала обработки заказа;
– точному и эффективному претворению проекта с меньшим объемом альтернативных вариантов решений;
– высвобождению мощностей для решения других задач;
– оперативному изменению цен в зависимости от времени;
– снижению издержек.
Обработка предложения методом МФВ заключается в нахождении решения, наиболее удовлетворяющего клиента, который при этом постоянно напоминает о себе, и олицетворяющего мысль разработчика. Сроки разработки отдельных элементов могут быть длительными. Однако высокий уровень знаний изготовителя позволяет ему изменить эти сроки так, чтобы иметь достаточно времени на последующих стадиях разработки.
Метод МФВ дает возможность:
– одновременной разработки нескольких предложений;
– лучшего исполнения технических требований;
– ответа на запоздалые вопросы;
– учета поздних изменений спецификации.
Типичной задачей первой фазы программы МФВ является отметка уровня. Суть задачи заключается в сравнении условных внешних величин с актуальными внутренними факторами.
Ключевыми внешними условными факторами являются следующие:
– поиск необычных решений (обоснование их необходимости и определение возможности компенсации пропущенных шагов);
– контракт с бывшим покупателем, ставшим клиентом конкурента (выявление причин изменения мнения покупателя, выявление ключевых факторов покупательской готовности);
– определение порядка конкурентной борьбы с опережающим конкурентом (организация управления деятельности своей фирмы и оценка преимуществ во времени конкурента);
– работа по решению проблем потока информации в условиях конкуренции;
– изучение поставок конкурента (частота, состав и пути поставок, выбор покупателя и т.д.).
Изученные ключевые факторы заносятся в схему процесса.
Ускорению производственного цикла изготовления продукции или выполнению услуги при нормальном течении обстоятельств служат платформы МФВ. При этом важно добиться того, чтобы основные и вспомогательные операции выполнялись качественно и вовремя, для чего и используется изображение этих операций в качестве несущих платформ.
Платформы МФВ должны отвечать следующим критериям:
– применяться к множеству продукции, сериям и поколениям продукции (носить массовый, а не индивидуальный характер);
– разрабатываться в бюджетных рамках проекта;
– использоваться сотрудниками фирмы без дополнительной экспертизы;
– проверяться на производимой продукции (что обеспечивает высокую степень надежности).
На основе проведенных опросов и анализа результатов предварительных процессов строится диаграмма функционального потока, демонстрирующая действительную, а не желательную ситуацию.
При составлении диаграммы функционального потока определяют: физические потоки, необходимые действия, информационные потоки, вопросы складирования, а также ключевые моменты и понятийную схему.
Наряду с самими функциональными потоками важно знание и их сроков, чтобы понять, на что уходит время, где возникают ошибки, когда случаются задержки, где брать информацию и инструменты (инвентарь) для рабочего процесса.
Внутренние и внешние преимущества МФВ приведены в табл. 8.2.
Таблица 8.2
Внутренние и внешние преимущества МФВ
Внутренние преимущества |
Внешние преимущества |
Снижение издержек и улучшение технологического цикла |
Первенство на рынке за счет новой техники |
Лучшее качество |
Имидж надежного партнера |
Соблюдение точности сроков |
Возрастающее постоянство клиентуры |
Гибкость организационных методов |
Контроль положения дел конкурента |
Быстрая усвояемость новизны |
Расширенный ассортимент продукции |
Постоянное совершенствование |
Достижение доминирующей цены |
Меньше спешки, минимальный стресс, улучшенная мотивация |
Больше привлекаемых сегментов рынка |
Опыт показывает, что наибольший недостаток времени, необходимого для создания стоимости продукции, обусловлен пребыванием продукции на складе (время простоя на складе может составлять 95% и более).
Снижение временны́х затрат производства позволяет оперативнее реагировать на желания покупателя, достигая тем самым преимущества перед конкурентом. Быстрое реагирование на желание клиента вызывает у него чувство лояльности, способное оценить быстроту и повышающее шансы продукции фирмы на рынке. Это одновременно улучшает рентабельность и снижает вынужденность скидки в цене.
Покупатель, способный ценить быстрое обслуживание, вероятнее всего, согласится с надбавкой к цене, так как быстрые поставки положительно влияют на его собственную калькуляцию цены (например, он может избежать риска затоваривания складских помещений).
Рентабельность зависит от периода спроса: она повышается вместе с сокращением сроков поставки и улучшением условий торговой сделки.
Дополнительными преимуществами являются:
– снижение издержек за счет исключения избыточности информации и ненужных затрат – больший эффект меньшими усилиями;
– улучшение качества при более четкой, бесперебойной организации – уменьшение вероятности ошибок и повышенная личная ответственность каждого (необходимо соблюдение осторожности при удачах с первой попытки);
– рациональная гибкость при снижении затрат на координацию.
Таким образом, фирма должна стремиться предлагать расширенный ассортимент при равных или более низких издержках, где важную роль играет фактор времени.