Механизм взаимодействия гражданских служащих и политических руководителей

Как взаимодействуют между собой государственный орган и государственный аппарат? Нередко их отождествляют, что, очевидно, неверно. Структурно государственный аппарат (или государственная администрация) - это лишь одна из двух необходимых частей любого государственного органа. При этом нужно подчеркнуть, что структурные подразделения в составе государственных органов обычно не являются государственными органами как таковыми, поскольку не имеют прав юридического лица.

В некоторых случаях, особенно на федеральном уровне государственного управления, аппарат может приобретать некоторую самостоятельность, включая право юридического лица. Так обстоит дело с Администрацией и Управлением делами Президента РФ, Аппаратом Правительства РФ.

Каков механизм взаимодействия государственной администрации (аппарата) и политических руководителей? Поскольку политические должностные лица исполняют полномочия государственных органов, то именно они несут ответственность перед обществом за деятельность этих органов. Поэтому гражданские служащие находятся в подчинении у политических руководителей. Следовательно, власть политических руководителей над гражданскими служащими является оборотной стороной их политико-государственной ответственности перед обществом.

На высших (иногда и главных) административных должностях, вполне естественно происходит совмещение политики и аппаратной деятельности. Но и здесь необходимо добиваться того, чтобы высшие гражданские служащие, непосредственно выполняющие политические решения законодательных, исполнительных и судебных органов, с одной стороны, находились в тесном контакте и зависели от политической власти, а с другой - были достаточно самостоятельны, чтобы их назначение так же, как и смещение, было регламентировано определенными нормами, защищено достаточно надежными правовыми гарантиями.

Государственный аппарат, как бы высоко он себя ни ставил и как бы велико ни было его влияние на политических руководителей, может лишь предлагать варианты решений, а выбор, в силу своей конституционной компетенции, осуществляют политические руководители. Именно они представляют органы государственной власти в социальных взаимодействиях и потому несут ответственность за принимаемые решения перед общественным мнением и историей.

Стало быть, положение государственного аппарата всегда двойственно: с одной стороны, он подчиняется политической (конституционной) власти, а с другой - должен располагать значительной степенью независимости от последней, что достигается за счет его законодательной защищенности. Необходимый уровень самостоятельности и независимости государственного аппарата от политической власти - залог его эффективности, надежности и стабильности. Российское законодательство такой самостоятельности и независимости пока не предусматривает.

Каковы формы взаимодействия гражданской службы с иными видами государственной службы? Эти формы определяются характером государственной деятельности и обеспечиваются на основе единства системы государственной службы РФ и принципов ее построения и функционирования. Согласно ст. 6 Федерального закона конкретные формы взаимодействия обеспечиваются посредством, во-первых, соотносительности основных условий и размеров оплаты труда, а также основных государственных социальных гарантий; во-вторых, установления ограничений и обязательств при прохождении государственной службы Российской Федерации различных видов; в-третьих, учета стажа государственной службы РФ иных видов при исчислении стажа гражданской службы; и, в-четвертых, соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших государственную службу Российской Федерации.

Гражданские служащие несут ответственную нагрузку, составляя основу исполнительного механизма при осуществлении государственной политики. Поэтому наряду с необходимостью совершенствования законодательства о гражданской службе как социального института требуются: законодательная защита гражданских служащих, установление их правового и социального статусов, увеличение их материального вознаграждения. Политический потенциал государства напрямую зависит от степени легитимности власти, которая должна опираться не только на силу, но и на авторитет - как собственный, так и своих носителей. К числу последних, несомненно, следует отнести и гражданскую службу.

Если общество хочет иметь сильное и эффективно работающее государство, оно должно найти средства для достойной оплаты труда работников государственных органов. В предполагаемых законах о государственной (гражданской) службе вопросы социально-экономического обеспечения работников государственного аппарата должны найти более удовлетворительное решение. Материальное положение гражданских служащих необходимо значительно улучшить.

Эффективной работе персонала государственного управления серьезно мешает устаревший профессионализм значительной части государственных (гражданских) служащих. Сложившиеся у них ранее стереотипы управленческой деятельности, инерционность мировоззренческих взглядов пришли в явное противоречие с новым состоянием общества, характером экономики, изменением форм собственности.

Выход из сложившегося положения один - всем работникам государственных органов надо заново учиться и переучиваться. Они должны овладеть искусством управления в условиях правового государства и рыночных отношений. Пришло время, когда необходимо уже не убеждать, а заставить наш государственный аппарат работать для людей, научиться делать больше социальных дел с меньшими затратами. Гражданским служащим в своей работе надо ориентироваться не на процесс, а на результат. Этого можно достичь только за счет всемерной демократизации управленческой деятельности, повышения самостоятельности и ответственности каждого государственного органа и каждого работника на своей должности. Необходимо разработать и внедрить в практику такие управленческие технологии, при которых если не любой гражданский служащий, то большая их часть имела бы право принимать решения по тем или иным вопросам. Результат должен быть критерием эффективности работы государственных органов и гражданских служащих.

Поэтому нам следует смотреть на обучение работников государственного управления не как на источник дополнительных расходов, а как на важнейший вид государственных инвестиций. Их профессиональная подготовка должна базироваться, прежде всего, на управленческих и политических науках.

Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную гражданскую службу и гражданскую службу субъектов Федерации. Правовое регулирование и организация федеральной государственной службы находятся в ведении Российской Федерации. Правовое регулирование гражданской службы субъектов РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Федерации, а ее организация - в ведении субъектов РФ.

Выводы

o Государственная власть, помимо внешнего разделения по вертикали и горизонтали, внутри себя функционально делится еще на две части - известный принцип дихотомии (раздвоения) государственной власти: на работников, осуществляющих политическую власть в государственных органах, и на работников, осуществляющих в этих же органах административную власть или гражданскую службу.

o Гражданская служба (или государственная административная власть) - это профессиональная деятельность аппарата гражданских служащих по обеспечению исполнения и исполнению полномочий федеральных и региональных государственных органов. В любом государственном органе аппарат находится в подчинении у политической власти.

o Особенности гражданской службы: сервисность, безличность, субординационный характер и стабильность. Государственный аппарат, как бы высоко он себя ни ставил и как бы высоко ни было его влияние на политических руководителей, может лишь предлагать варианты решений, а выбор, в силу своей конституционной компетенции, осуществляют политические руководители. Именно они представляют органы государственной власти в социальных взаимодействиях.

o Положение государственного аппарата всегда двойственно: с одной стороны, он подчиняется политической власти, а с другой - должен располагать значительной степенью независимости от последней, что достигается за счет его законодательной защищенности.

o При низком материальном и социальном обеспечении гражданские служащие несут ответственную нагрузку, составляя основу исполнительного механизма при осуществлении государственной политики. Поэтому наряду с необходимостью совершенствования законодательства о гражданской службе как социального института требуются: законодательная защита гражданских служащих, установление их правового и социального статусов, увеличение их материального вознаграждения.

o Гражданским служащим в своей работе надо ориентироваться не па процесс, а на результат. Именно он должен быть критерием эффективности работы государственных органов и гражданских служащих.

o Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную гражданскую службу и гражданскую службу субъектов Федерации. Правовое регулирование и организация федеральной государственной службы находится в ведении Российской Федерации. Правовое регулирование гражданской службы субъектов РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Федерации, а ее организация - в ведении субъектов РФ.