Маятниковый маршрут с обратным неполностью груженым пробегом
Схема и график работы автомобиля на маршруте показаны на рис. 5.6.
Основные показатели для решения задачи:

при перевозке однородного груза:


Рис. 5.6. График работы автомобиля на маятниковом маршруте с неполностью груженым пробегом (в) и его схема (б):
– движение при нулевом пробеге;
– движение с грузом,
– движение без груза;
– погрузка;
– разгрузка

Пример 5.2
Автомобили должны перевезти грузы массой 300 т па маятниковом маршруте с обратным не полностью груженым пробегом:
т;
км;
км;
;
км;
мин, vt = 25 км/ч;
ч.
Определить необходимое количество автомобилей для перевозки продукции и коэффициент использовании пробега автомобиля за 1 оборот.
Решение.
1. Определяем время оборота автомобиля, ч:

2. Определяем количество оборотов:

3. Определяем количество ездок:

4. Определяем производительность автомобиля, т:

5. Определяем необходимое количество автомобилей:

6. Определяем коэффициент использования пробега за 1 оборот:

Маятниковый маршрут с обратным полностью груженым пробегом
Схема и график работы приведены на рис. 5.7.

Рис. 5.7. Маятниковый маршрут с обратным полностью груженым пробегом (а) и его схема (б):
– движение при нулевом пробеге,
– движение с грузом,
– погрузка;
– разгрузка
Основные показатели для решения задачи:

при перевозке однородного груза:

Пример 5.3
Автомобиль-самосвал работал на маятниковом маршрутес груженым пробегом в обоих направлениях:
т;
км;
км;
мин;
;
км/ч;
ч.
Определить количество автомобилей при объеме перевозок 385 т и коэффициент использования пробега за день.
Решение.
1. Определяем время оборота автомобиля, ч:

2. Определяем количество оборотов и ездок:

3. Определяем объем перевозки груза, т:

4. Определяем необходимое количество автомобилей для перевозки грузов:

5. Определяем коэффициент использования пробега автомобиля за один день:

Кольцевой маршрут
Схема и график приведены на рис. 5.8.
Расчет основных показателей для решения задач:
• время оборота подвижного состава на кольцевом маршруте

• количество оборотов автомобиля за время работы на маршруте
где
– время работы автомобиля на маршруте, ч;

Рис. 5.8. График работы автомобиля на кольцевом маршруте (а) и схема маршрута (б):
– время нулевого пробега;
– время движения;
– время холостого пробега;
– время погрузки;
– время разгрузки; Р, П – разгрузка, погрузка

где – количество груженых ездок за оборот;
• дневная выработка автомобиля, т; т •
км

где
– средняя длина груженой ездки за оборот, км:

• среднее расстояние перевозки за оборот, км

• среднее время простоя под погрузкой-разгрузкой за каждую ездку за оборот, ч 
• средний коэффициент статического использования грузоподъемности за оборот

или

где
– масса погружаемого в каждом пункте груза, т; п – количество погрузок, ед.;
• время оборота автомобиля на развозочном маршруте, ч

где ij – время на каждый заезд, ч; пл – количество заездов.
Пример 5.4
Произвести расчет показателей кольцевого маршрута (схему и график его работы см. на рис. 5.8). Исходные данные для расчета: нулевой пробег lн = 4 км, время погрузки t = 0,4 ч, время разгрузки t = 0,2 ч, грузоподъемность автомобиля q = 5 т, время в наряде Tн = 10 ч, продолжительность работы автохозяйства – 305 дней. Другие данные представлены в табл. 5.2.
Таблица 5.2
Данные для расчета
|
Участки маршрутов |
Расстояние между грузопунктами, км |
Объем перевозок, тыс. т |
Коэффициент исподьзования грузоподъемности, γ |
Техническая скорость, км/ч |
|
АВ |
lAB = 10 |
QAB = 250 |
1,0 |
vAB = 20,0 |
|
ВС |
lBC = 5 |
– |
- |
vBC = 15,0 |
|
CD |
lCD = 12 |
QCD = 250 |
0,8 |
vCD = 25,0 |
|
DE |
lDE = 9 |
QDE = 250 |
0,6 |
vDE = 200 |
|
EA |
lEA = 9 |
– |
– |
vEA = 15,0 |
|
Нулевой пробег |
v11 = 20,0 |
Решение.
При расчете кольцевых маршрутов определяем число оборотов автомобиля на маршруте, а затем производительность и другие технико-эксплуатационные показатели.
1. Определяем время работы автомобиля на маршруте, ч:

2. Устанавливаем время оборота автомобиля, ч:

Время, которое затрачивает автомобиль за оборот, равно 4,36 ч.
3. Определяем число оборотов автомобиля на маршруте за время работы:

принимаем число оборотов
.
4. Пересчитываем время работы автомобиля на маршруте и в наряде в связи с округлением числа оборотов, ч:

5. Определяем дневную выработку автомобиля в тоннах и тонно-километрах:
а) масса привезенных грузов, т:

б) транспортная работа, т • км:

6. Определяем необходимое количество автомобилей для работы на маршруте:

7. Определяем суточный пробег автомобиля, км:

8. Коэффициент использования пробега на маршруте:
