Масштабы и тенденции международного инвестирования
Масштабы и темпы иностранных инвестиций, активность государств и монополий в экспорте или импорте ссудного и предпринимательского капитала, соотношение между этими формами движения капитала и географическое размещение иностранных вложений зависят от экономического и политического развития мирового хозяйства, особенностей воспроизводственного процесса и развития монополий в отдельных странах, внешнеполитической и экономической ориентации правительств.
Особенностью движения капитала в современных условиях является включение все большего числа стран в процесс вывоза и ввоза иностранных инвестиций. Если раньше отдельные страны являлись, как правило, либо экспортерами, либо импортерами иностранного капитала, то в настоящее время большинство из них одновременно и ввозят и вывозят капитал в различных формах.
Согласно данным ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию), динамика прямых иностранных инвестиций (приток) в мире характеризуется следующими данными: в 1994-1999 гг. - 548,1 млрд дол.; в 2000 г. - 1409,6 млрд; в 2001 г. - 832,2 млрд; в 2002 г. -617,7 млрд; в 2003 г. - 557,9 млрд; в 2004 г. - 710,8 млрд; в 2005 г. -916,3 млрд. дол. Основная доля - 59,2% общемирового объема прямых иностранных инвестиций - приходится на развитые страны, 36,5% - на развивающиеся страны и 4,3% - на Юго-Восточную Европу и СНГ.
Подъем динамики прямых иностранных инвестиций после их резкого падения в 2001-2003 гг., последовавшего за бумом 2000 г., связан с расширением трансграничных слияний и приобретений, особенно между развитыми странами, возросшими темпами роста в некоторых развитых странах, а также высокими показателями экономического роста во многих развивающихся странах и странах с переходной экономикой1.
Главным источником таких потоков прямых инвестиций являются развитые страны (Нидерланды, Франция, Соединенное Королевство). Вместе с тем растет вывоз инвестиций развивающимися странами.
Основная часть прямых иностранных инвестиций размещалась в секторе услуг, но наибольший их рост был в секторе природных ресурсов. В отраслевом разрезе растет приток прямых иностранных инвестиций в добывающую промышленность (главным образом нефтяную отрасль) и резкое их снижение в отрасли обрабатывающей промышленности.
В области регулирования инвестиционной деятельности идет процесс создания режимов, благоприятствующих осуществлению прямых иностранных инвестиций: упрощение процедур, расширение стимулов, снижение налогов и повышение степени открытости для зарубежных инвесторов. При этом, однако, имеют место и шаги в противоположном направлении. Так, в 2005 г. число изменений режимов регулирования составило 205, из них более благоприятных для прямых иностранных инвестиций - 194 и менее благоприятных - 41. Был принят ряд серьезных мер для защиты экономики страны от иностранной конкуренции или усиления влияния государств в отдельных отраслях. Ограничительные меры касались, главным образом, иностранных инвестиций в таких стратегических отраслях, как нефтяная отрасль и инфраструктура. Расширяется сеть международных соглашений, касающихся прямых иностранных инвестиций: двусторонних и международных. Последние регулируют широкий диапазон вопросов, например, вопросы здравоохранения, безопасности, окружающей среды. Все это содействует созданию благоприятных международных рамок для иностранных инвестиций, но в то же время означает, что правительствам и компаниям приходится иметь дело с быстро меняющейся системой сложного, многоуровневого и многогранного комплекса норм.