Маршруты движения автотранспорта. Расчет техникоэксплуатационных показателей его работы на маршрутах
Движение автотранспорта происходит по маршрутам. Маршрут движения – путь следования автомобиля при выполнении перевозок. Основные элементы маршрута: длина маршрута – путь, проходимый автомобилем от начального до конечного пункта маршрута; оборот автомобиля – законченный цикл движения, т.е. движение от начального до конечного пункта и обратно, ездка – цикл транспортного процесса, т.е. движение от начального до конечного пункта.
Основные элементы маршрута показаны на рис 5.3.
Рис. 5.3. Основные элементы маршрута
Расстояние, на которое транспортируется груз за ездку, называется длиной ездки с грузом (lег).
Маршруты движения могут быть маятниковые и кольцевые. Схемы маятниковых маршрутов показаны на рис. 5.4. При маятниковом маршруте путь следования автомобиля между двумя грузопунктами неоднократно повторяется.
Рис. 5.4. Схемы маршрутов:
а – с обратным холостым пробегом; б – с обратным неполностью груженым пробегом; в – с обратным груженым пробегом; г – кольцевой маршрут, β – коэффициент пробега автомобиля на маршруте
Кольцевой маршрут – маршрут движения автомобиля по замкнутому контуру, соединяющему несколько потребителей (поставщиков). Разновидностями кольцевых маршрутов являются развозочные, сборные и сборно-развозочные маршруты.
Развозочным называется такой маршрут, при котором продукция загружается у одного поставщика и развозится нескольким потребителям. Сборный маршрут – это маршрут движения, когда продукция получается у нескольких поставщиков и доставляется одному потребителю. Сборно- развозочный маршрут – это сочетание развозочного и сборного маршрутов.
Необходимые показатели для расчета работы автомобиля па маршрутах•.
– время ездки автомобиля, ч;
– время оборота автомобиля, ч;
– время, затраченное на нулевой пробег, ч;
– время движения груженого автомобиля, ч;
– время разгрузки автомобиля, ч;
– время погрузки автомобиля, ч;
– время движения автомобиля без груза, ч;
– расстояние груженой ездки, км;
– расстояние ездки автомобиля без груза, км;
. – суточный объем перевозки по массе, т;
– суточный грузооборот, т • км;
– количество ездок автомобиля за время работы на маршруте;
– статический коэффициент использования грузоподъемности;
– техническая скорость, км/ч;
– количество автомобилей на маршруте;
– время работы автомобиля па маршруте, ч;
q – грузоподъемность автомобиля, т;
– расстояние перевозки в прямом направлении, км;
– расстояние перевозки в обратном направлении, км;
– среднее расстояние перевозки, км;
– коэффициент использования пробега автомобиля за один оборот;
– общая длина кольцевого маршрута, км;
– количество оборотов.
Рассмотрим расчет технико-экономических показателей па разных маршрутах.
Маятниковый маршрут с обратным холостым пробегом
График работы автомобиля на маршруте приведен на рис. 5.5.
Рис. 5.5. График работы автомобиля на маятниковом маршруте с обратным холостым пробегом (а) и его схема (б):
– движение принулевом пробеге; – движение с грузом; – погрузка; – разгрузка; – движение без груза
Технико-экономические показатели для этого маршрута рассчитываются по следующим формулам:
при условии: ,
Пример 5.1
Определить необходимое количество автомобилей для перевозки 320 т груза второго класса. Автомобили работают на маятниковом маршруте с обратным холостым пробегом; грузоподъемность автомобиля q = 4 т; длина груженой ездки и расстояние ездки без груза км; статистический коэффициент использования грузоподъемности ; время простоя под погрузкой и разгрузкой мин; техническаяскорость км/ч; время работы автомобиля на маршруте ч.
Решение.
1. Определяем время оборота автомобиля на маршруте, ч:
2. Определяем количество оборотов за время работы автомобиля на маршруте:
3. Определяем возможную массу груза, перевезенную автомобилем за день, т:
4. Определяем необходимое количество автомобилей для перевозки 320 т груза:
5. Определяем коэффициент использования пробега: