Локальные акты
Наибольшее количество источников земельного права составляют нормативные акты, которые принимаются в организациях, учреждениях и на предприятиях и устанавливают обязанности для неперсонифицированных граждан или предоставляют им права. Локальные акты могут быть: а) рассчитаны на работающих в данной организации, т.е. обращены внутрь нее; б) направлены вовне ее. И те и другие носят общий характер, ориентированы на неоднократное число применений.
Примером нормативного акта первого вида можно считать план внутреннего землеустройства, утвержденный полномочным органом сельскохозяйственной организации (предприятия, товарищества, общества, ассоциации); утвержденный в законном порядке и в соответствии с уставом план должен действовать, исполняться и применяться всеми гражданами и юридическими лицами, пока он не будет изменен, отменен или выполнен. Сюда же относятся правила вспашки зяби, одобренные на полномочном собрании. Они носят общий характер потому, что распространяются на всех работников данного хозяйства, кто бы ни проводил предусмотренные ими работы. В случае выбытия (увольнения) одних работников эти нормы действенны и для других работников, заступивших на их место.
Ко второму виду нормативных актов организаций можно отнести правила и порядок землеустроительных работ, утвержденный негосударственной хозрасчетной организацией: они также принимаются на основании и во исполнение вышестоящих нормативных актов – законов, указов, постановлений, приказов и т.п. и обязательны для исполнения обращающимися в организацию гражданами.
Не всегда возможно провести четкую границу между этими видами нормативных актов: правила внутреннего распорядка, например лесничества, обращены внутрь организации, однако не могут не учитываться гражданами, обращающимися в лесничество по поводу лесных участков и лесопользования; в то же время обращенные к гражданам правила оформления земельных документов, конкретизированные в актах организации, обязательны и для работников этой организации.
Хотя нормативные акты организации находятся в иерархии нормативных актов на самой низшей ступени, т.е. обязаны соответствовать всем вышестоящим нормативным актам, они тем не менее являются самыми массовыми источниками земельного права, регулирующими наибольшее число конкретных земельных отношений, прав и обязанностей граждан.