Внешнеэкономическая и внешнеполитическая стратегия США
Внешнеэкономические связи во многом определяют экономическое и социальное развитие государства в целом, будучи частью его хозяйства. В США принято считать, что внешняя торговля - это часть распределительной сети всего хозяйства страны вместе с внутренней торговлей, поэтому их регулирование осуществляет одно ведомство - Министерство торговли США.
Внешнеэкономическая стратегия этого Министерства предусматривает решение тех задач внешнеторговой политики, которые обеспечивают повышение конкурентоспособности товаров США в мировой экономике, укрепление экономической инфраструктуры страны (заводов, фермерских хозяйств, частных фирм и т.д.) и защиту национальных производителей от иностранной конкуренции.
Среди стратегических направлений внешнеторговой политики США можно выделить следующие:
■ защита интересов национальных компаний в борьбе за зарубежные контракты, усиление поддержки экспорта;
■ организационное обеспечение защиты интересов компаний США на внешнем рынке;
■ защита внутреннего рынка (активное применение законов об антидемпинговых и компенсационных пошлинах и другие меры);
■ усиление международной конкурентоспособности национальных компаний и национальной экономики в целом;
■ увеличение эффективности режима экспортного контроля и др.
США занимают существенную долю в мировом экспорте: по данным ЮНКТАД, мировой экспорт в 2009 г. составил 12,0 трлн долл., а стоимость экспорта США -1,37 трлн долл., в 2008 г. -1,277 млрд долл., в 2009 г.- 994,7 млрд долл.
По данным Всемирной торговой организации (ВТО), объем мировой торговли в 2009 г. упал на 12%, что стало самым резким снижением со времен окончания Второй мировой войны.
Еще выше доля США в мировом импорте: из 12,0 трлн долл. на США в 2009 г. приходилось 1,445 трлн долл. (15,7%). При этом доля США и в мировом импорте, и в мировом экспорте постоянно снижается.
Экономические связи США с другими государствами очень обширны и разнообразны. Основными партнерами по экспорту в 2008 г. являлись: Канада - 20,1%, Мексика - 11,7%, Япония - 5,1%, Великобритания - 4,1%, Германия - 4,2%. Основными партнерами США по импорту в 2008 г. были: КНР - 16,4%, Канада - 15,7%, Мексика -10,1%, Япония - 6,6%, Германия - 4,6%. В американо-европейских связях доминирующее значение занимают страны ЕС. Это хозяйственное взаимодействие очень специфично, так как страны ЕС зависят от американского рынка в существенно меньшей степени, чем, например, Канада или Япония; товарные рынки ЕС играют более важную роль для экономики США, чем рынки Японии и Канады; значение рынков ЕС для американских производителей выше, чем рынков США для большинства экспортеров из ЕС.
Стратегическое значение для США имеет Азиатско-Тихоокеанский регион. Страны региона активно вовлечены в процессы международного разделения труда. На их долю приходится более 20% американского экспорта. Здесь расположен главный заокеанский экономический партнер США - Япония. В 1989 г. была создана организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества - АТЭС. В нее входят США, Япония, Австралия, Канада, Новая Зеландия, страны АСЕАН, Россия, Республика Корея и др. Сфера деятельности АТЭС включает широкий круг вопросов от экономических отношений до культурного обмена и охраны тихоокеанских природных ресурсов. АТЭС участвует в расширении торговли и инвестиций, содействует усилиям ВТО в либерализации международной торговли.
США явились инициатором создания в 1994 г. Североамериканской ассоциации свободной торговли - НАФТА, объединяющей США, Канаду и Мексику. Для последних лет были характерны попытки со стороны США превратить Североамериканскую ассоциацию свободной торговли в Панамериканскую зону свободной торговли с подключением к ней ряда стран Центральной и Южной Америки, однако эти попытки успехом не увенчались.
Исторический экскурс. В первые послевоенные годы, благодаря особенностям обстановки того времени, США фактически оказались вне конкуренции на мировых рынках. Их доля в мировом экспорте в 1947 г. превышала 30%, увеличившись более чем в 2 раза по сравнению с предвоенными годами (в мировом импорте доля США за эти годы почти не изменилась и составляла 10-Ί1%). Впоследствии началось падение доли США в мировой торговле. Первоначально это происходило в основном по "естественным" причинам и являлось статистически всего лишь следствием расширения торговли другими странами. Но в дальнейшем оно все больше стало обусловливаться относительным ослаблением конкурентоспособности американских товаров, особенно продукции невысокой наукоемкости, производимой традиционными отраслями.
Важное направление структурных изменений во внешней торговле США - почти неуклонное снижение значения сырьевого компонента. Если говорить только о минеральном сырье и топливе, то его доля в экспорте США сейчас примерно в 3 раза ниже, чем во всем мировом экспорте, причем только за последнее десятилетие XX в. она сократилась более чем в полтора раза. В импорте США аналогичный показатель значительно выше и его изменения связаны с колебаниями мировых цен на нефть. Уменьшается и доля сельскохозяйственных товаров в экспорте и импорте США, хотя они экспортируют примерно 1/4 часть сельскохозяйственной продукции. Производители сельхозпродукции в данном случае столкнулись с двойной проблемой: перепроизводством на внутреннем рынке и сокращением спроса на мировых рынках, вследствие жесткой позиции развивающихся стран по вопросам субсидирования сельского хозяйства. Агропромышленный комплекс США до последнего времени был в значительной степени ориентирован на внешний рынок: он экспортирует 2/3 произведенного в стране зерна.
В структуре экспорта и импорта продукции обрабатывающей промышленности ведущее место занимают машины, оборудование и транспортные средства, среди которых доминируют высокотехнологичные товары (около 90% всего экспорта и до 80% импорта). Внешние рынки обеспечивают сбыт около 1/4 продукции общего машиностроения, более 1/5 - по двигателям и турбинам, свыше 2/5 - по самолетам. В составе этой товарной группы крупнейшей категорией экспорта и импорта с конца 1980-х - начала 1990-х гг. стало конторское и телекоммуникационное оборудование.
Таким образом, США остаются крупнейшим экспортером наукоемкой продукции и одновременно с этим выступают главным рынком для ведущих экспортеров продукции высоких технологий. Доля наукоемкой продукции в стоимости всего импорта США составляла в начале XXI в. около 14%. Крупный потенциал экспортной деятельности содержат новейшие направления научно-технического прогресса. США принадлежит 70% мирового рынка программного обеспечения для ЭВМ. Реализация интеллектуальной продукции (прав интеллектуальной собственности), различных видов научно-технической информации становится все более перспективным видом международного бизнеса, служит важным проводником мирового влияния американских ТНК.
Экспортная и импортная квоты США колеблются в пределах 6-12%. Главная причина такого положения состоит в том, что США, будучи крупной страной с разнообразными районами, получают большие выгоды с помощью внутреннего территориального разделения труда, поэтому их нужды в международном разделении труда не так велики, как у других развитых государств. Вместе с тем экспорт обеспечивает примерно 30% экономического роста страны, более 12 млн рабочих мест, высокую заработную плату на предприятиях, осуществляющих экспортные поставки (на 15% выше средней по стране).
Импорт в начале XXI в. играет все более растущую роль в США, не только как источник снабжения страны товарами, но и как фактор мировой конкуренции, влияние которой сказывается в настоящее время практически на всей экономике США. В последнее время обостряется проблема с импортом, так как он захватывает все новые и новые позиции на внутреннем рынке США. На долю иностранных поставщиков приходится 68% реализуемой на рынках США обуви, 53% одежды, 23% потребляемой стали, более 50% металлообрабатывающих станков, нефти и нефтепродуктов. Доля импорта в совокупном объеме внутренних продаж составляет более 23%.
В 1971 г. впервые с 1893 г. США свели свой внешнеторговый баланс с дефицитом, а с 1976 г. он приобрел хронический характер, причем с 1992 г. увеличение этого дефицита происходит непрерывно (табл. 14.2). Дефицит внешней торговли США в 2002 г. составил 476,4 млрд долл., а в 2006 г. США, по данным ЮНКТАД, имели дефицит уже в размере 879 млрд долл., в 2009 г. - 450,3 млрд долл. В 2001 г. Китай опередил Японию по разрыву в торговом балансе с США. Дефицит торгового баланса США с Китаем в 2006 г. составил 233 млрд долл. (28% всего торгового дефицита США, но уже в 2008-2009 гг. на долю Китая пришлось 39% торгового дефицита США).
Накопленный дефицит торгового баланса США за 22 года (с 1985 по 2007) составил 8 трлн долл.
Таблица 14.2. Внешняя торговля США с 1913 по 2009 г., млрд долл.
Год |
Экспорт |
Импорт |
Сальдо |
1913 |
2,5 |
1,3 |
+0,7 |
1929 |
5,2 |
4,4 |
+0,8 |
1939 |
3,2 |
2,3 |
+0,9 |
1946 |
11,8 |
5,1 |
+6,7 |
1950 |
10,2 |
9,1 |
+1,1 |
1960 |
19,6 |
14,8 |
+4,9 |
1970 |
42,5 |
39,9 |
+2,6 |
1980 |
224,2 |
249,7 |
-25,5 |
1990 |
387,4 |
498,4 |
-111,0 |
2000 |
772.2 |
1224,4 |
-452,2 |
2006 |
1037,0 |
1919,0 |
-879,0 |
2008 |
1277,0 |
2117,0 |
-840,0 |
2009 |
994.7 |
1145,0 |
-450,3 |
Причина роста отрицательного внешнеторгового сальдо США - не столько ослабление конкурентоспособности национального производства (хотя в некоторых отраслях оно тоже имело место), сколько некоторые особенности развития американской экономики и ее положения в мировом хозяйстве, постоянно высокий спрос на инвестиции, превышающий внутренние финансовые ресурсы и частично удовлетворяемый притоком иностранного капитала (деньги, уплаченные за "излишний" импорт, в конечном счете возвращаются в США в виде иностранных инвестиций); особая привлекательность американского рынка как объекта для вложения капитала, высокий уровень жизни и потребления в стране. По мнению многих экспертов, значительный торговый дефицит США на рубеже XX-XXI вв. в определенной степени был обусловлен и очевидной переоценкой доллара.
Движение капитала в США. В последнее десятилетие произошли радикальные перемены в мировой позиции США, связанной с движением прямых иностранных инвестиций. На базе прямых инвестиций, осуществляемых преимущественно ТНК, в прогрессирующих масштабах происходит формирование международного производства, объединяющего экономику США с хозяйствами других стран более тесными связями, чем это делала торговля. Источником финансирования инвестиций в 80 - 90-е гг. XX в. является чистый приток иностранного капитала. Чистый приток капитала в США с 1985 по 2000 г. в общей сложности превысил 2 трлн долл. Эти средства в конечном итоге пошли на финансирование счета текущих операций американского платежного баланса. Таким образом, США превратились из крупнейшей в мире страны-кредитора, каким они были до начала 1980-х гг., в крупнейшую страну-должника уже к началу 1990-х гг.
Мировое лидерство США привлекало до последнего времени к ним финансовые ресурсы из остального мира. Объем ввозимого в США капитала достигает около 200 млрд долл. в год. Это свидетельствует о высокой степени интернационализации экономики и является важным фактором весьма быстрого экономического развития страны.
Интенсивное взаимодействие зарубежных предприятий американских ТНК с хозяйственными структурами США выражается в наиболее рельефной форме в растущей производственной кооперации зарубежных филиалов с материнскими. Среди машиностроительных компаний получили развитие глобальные конвейеры по выпуску унифицированной продукции на мировой рынок, а также производство по замкнутому циклу (выпуск товаров для американского рынка на зарубежных сборочных предприятиях, принадлежащих ТНК, из узлов и деталей, поставляемых с предприятий материнских компаний). Создание замкнутого цикла производства только в 12 развивающихся странах обеспечивает американским ТНК получение дополнительных прибылей в размере 2-3 млрд долл. ежегодно.
Становление и развитие международного производства приводит к трансформации содержания внешней торговли. Благодаря развитию международной кооперации все более значительная часть внешней торговли представляет собой внутрифирменную торговлю - движение товаров и услуг через границы между подразделениями одной и той же компании, расположенными в разных странах. Так, создание на территориях развивающихся стран заграничных сборочных цехов привело к тому, что более 10% товарооборота США с этими странами приходятся на внутрифирменные поставки по схеме США - развивающиеся страны - США. Доля американских ТНК в общем объеме мировых прямых иностранных инвестиций достигает 25%.
Внешний долг. В основном внешний долг увеличивается вследствие дефицита бюджета (правительство тратит больше денег,
чем собирает с помощью налогов). Вторым фактором увеличения внешнего долга является многолетний отрицательный торговый баланс США (объем импорта существенно превышает объем экспорта) (табл. 14.1).
Дефицит бюджета США фиксируется с конца 60-х годов XX в. (с 1970 г. профицит бюджета США был зафиксирован только четыре раза - в 1998-2001 гг.). В 2008 г. он составил 459 млрд долл., в 2009 г. - 1,4 трлн долл., или 9,9% ВВП. Размер дефицита бюджета к объему ВВП в 2009 г. стал рекордным с 1945 г., когда завершилась Вторая мировая война. В 2010 г. он составил 1,35 трлн долл.
Таблица 14.3. Национальный долг США
Год |
Госдолг США, млрд долларов |
% ВВП |
1910 |
2.6 |
п/а |
1920 |
25.9 |
п/а |
1930 |
16,2 |
п/а |
1940 |
43.0 |
52,4 |
1950 |
257,4 |
94.1 |
1960 |
290,5 |
56,1 |
1970 |
380,9 |
37,6 |
1980 |
909.0 |
33.3 |
1990 |
3206.3 |
55,9 |
2000 |
5628,7 |
58,0 |
2001 |
5769,9 |
57,4 |
2002 |
6198.4 |
59.7 |
2003 |
6760,0 |
62,5 |
2004 |
7354,7 |
64,0 |
2005 |
7905.3 |
64.6 |
2006 |
8451.4 |
64,9 |
2007 |
8950,7 |
65,5 |
2008 |
9985.8 |
70,2 |
2009 |
12 311.4 |
86,1 |
2010 (прог.) |
14 456,3 |
98,1 |
2011 (прог.) |
15 673.9 |
101.1 |
2012 (прог.) |
16 565.7 |
100.6 |
2013 (прог.) |
17 440,2 |
99,7 |
2014 (прог.) |
18 350,0 |
99.9 |
Проблема растущего внешнего и внутреннего долга в США становится все более значительной, увеличивая нагрузку на бюджет, за счет процентных отчислений по долговым обязательствам, и, по мнению некоторых экспертов, может привести к дефолту.
Россия во внешней торговле США. США являются одним из основных торговых партнеров России среди промышленно развитых стран. Во внешней торговле РФ со странами дальнего зарубежья в начале XXI в. США занимали до последнего времени одно из ведущих мест после ЕС, по объему товарооборота - 3-е место среди развитых стран (после Германии и Италии). При этом взаимная торговля на протяжении многих лет характеризовалась устойчивым положительным сальдо для России. На США приходится менее 5% всего товарооборота России, в то же время для США роль торговли с Россией не столь велика - в общем объеме американской внешней торговли ее доля едва достигает 0,5%. В последние годы роль США во внешней торговле России резко снизилась в связи с мировым финансово-экономическим кризисом и в 2009 г. объем внешнеторгового оборота России с США, по данным ФТС России, составил 18,4 млрд долл. (в 2008 г. - 27,2 млрд долл.). В структуре российского экспорта в США около 80% приходится на сырье и полуфабрикаты (алюминий и изделия из него, черные металлы, продукты неорганической химии, нефть, нефтепродукты и др.). Основной товарной группой в американском экспорте в Россию является продукция машиностроения - более 50%.
Принятые США в начале XXI в. ограничительные меры по импорту стальной продукции из России существенно лимитировали возможности их поставок (ранее доля этой товарной группы достигала в российском экспорте в США 30%).
Одним из наиболее значимых практических результатов в области российско-американских торгово-экономических отношений явилось признание Соединенными Штатами в июне 2002 г. рыночного статуса российской экономики, что важно при проведении антидемпинговых расследований в США в отношении товаров российских фирм. Данное решение было принято после настойчивой постановки этого вопроса Россией перед американской стороной на различных уровнях. Признание рыночного статуса означает, что при проведении в США новых антидемпинговых расследований в отношении российских предприятий расчет размера антидемпинговой пошлины будет основываться на показателях деятельности этих предприятий, а не на данных, полученных от американских компаний-конкурентов или из третьих стран. В результате у российских предприятий потенциально появляется больше возможностей доказывать обоснованность применения ими определенных экспортных цен на свою продукцию и в итоге значительно снизить угрозу введения чрезмерно высоких ставок антидемпинговых пошлин. Впредь при введении антидемпинговых пошлин они будут распространяться только на предприятия, подпавшие под расследования, а не на всех российских экспортеров данной продукции. Вместе с тем учитывая, что Россия пока не является членом ВТО, для обоснования применения таких мер к российским предприятиям достаточно положительного решения Министерства торговли США о наличии субсидируемого импорта товаров, вне зависимости от того, причиняет или нет данный импорт ущерб соответствующей отрасли американской промышленности.
Однако несмотря на достигнутые результаты в торгово-экономических отношениях, между Россией и США сохраняется ряд проблем, в том числе унаследованных от периода холодной войны. Среди них - поправка Джексона-Вэника к закону о торговле 1974 г., действие которой распространяется на Россию, и которая до настоящего времени не отменена. Сохраняется и дискриминация России со стороны США в вопросах экспортного контроля, что создает препятствия для развития сотрудничества в области высоких технологий. Вместе с тем в конце 2006 г. в результате российско-американских переговоров по вопросам присоединения России к ВТО достигнута договоренность о поддержке со стороны США.
Внешнеполитическая стратегия США определяется их претензией на роль мирового лидера во всех сферах человеческой деятельности, в первую очередь в экономике, и возможностью бесконтрольного и неограниченного применения военной силы. США продолжают войну в Ираке, который в настоящее время является фактически оккупированным государством, угрожают применением военной силы против Ирана. В современных условиях стратегия национальной безопасности США направлена на обеспечение одностороннего доминирования США в мировом сообществе, они первыми в мире ввели понятие "сфера жизненных интересов" (1823 г.) своей страны применительно к зарубежным странам.
За период после второй мировой войны США участвовали в 30 войнах и конфликтах, более 200 раз использовали свои вооруженные силы в политических целях. США выступали с карательными акциями против Лаоса, Доминиканской Республики, Сомали, Ливии, Ирака, в 1999 г. против Югославии. При содействии США совершены государственные перевороты в Боливии, Чили, Сальвадоре, Гренаде. За 1990-е гг. в США было принято более 60 законов и актов органов исполнительной власти по экономическим санкциям для достижения внешнеполитических целей. Помимо Ирана, Ливии и Ирака, круг стран, в отношении которых применялись санкции, или которым США угрожали их применением, достаточно широк: Нигерия и Индонезия, Италия и Канада, Мексика и Колумбия, Россия и Турция, Азербайджан и Мьянма, Сирия и Судан, Китай и Корейская Народно-Демократическая Республика и т.д.
Ввиду сужающихся возможностей мирового лидерства США, в первую очередь из-за нарастания кризисных явлений в американской экономике, их воздействие на мировые процессы будет уменьшаться, а в мировом сообществе будет нарастать тенденция к формированию полицентричного мира, что предоставляет России некоторые дополнительные шансы для укрепления своего геоэкономического и геополитического положения в современном мире.