Лекция 6. ЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЭМПИРИЧЕСКОГО АНАЛИЗА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Эта глава дает представление о технике проведения социологического анализа международных отношений, помогает овладеть приемами и методами их исследования. Уметь подобрать адекватные инструменты анализа, включая соблюдение процедуры предварительной работы и формулировать выводы в форме, допускающей их проверку, в сочетании с постоянным оттачиванием техники проведения эмпирического анализа означает быть функционально грамотным.

Для приобретения этих качеств студент должен будет:

знать

• структурную последовательность процедур авторского социологического исследования;

• специфику проведения вторичного анализа социологических исследований;

уметь

• осуществлять все предусмотренные организацией социологического исследования процедуры анализа;

• использовать в социологическом исследовании данные теории международных отношений, политологии, естественных наук и математики;

владеть

• логикой эмпирического анализа международных отношений;

• навыками работы с научной литературой и с информацией в глобальных компьютерных сетях;

• навыком проведения профессионального анализа;

• способностью решения прикладных задач на рабочем месте.

Эмпирический анализ – это разработка и использование количественных и качественных характеристик изучаемого объекта или ситуации; применение определенных процедур и правил, суммирующих связь полученных аналитическим путем знаний об объекте или ситуации. В свою очередь, метод – определенный инструмент извлечения нового знания. В то же время в корпусе методов анализа международных процессов нет специально разработанных техник, учитывающих специфику объектов анализа и международной среды. Поэтому знание представленных во второй главе базовых теорий, объясняющих поведение международных акторов, является главным условием проведения социологического анализа объектов, участвующих в международных процессах.

Процедуры и правила исследования не только помогают логически суммировать полученные в результате наблюдения знания, но и прививают умение экономить и дисциплинировать мышление. Они представляют собой механизм добычи знания в форме программы исследования.

Правила предварительной работы

Правила подготовительной работы к исследованию предполагают знание ответов на пять вопросов:

На какой вопрос отвечает исследование?

С помощью какого метода может быть найден ответ?

• Какие данные необходимо собрать для ответа?

От кого или где эти данные могут быть получены?

Какие процедуры научного анализа необходимо соблюсти для получения валидных результатов?

Выполнение всех представленных здесь действий означает, что предварительный этап процесса исследования закончен и можно приступить к проектированию программы исследования.