Лекция 6. ЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЭМПИРИЧЕСКОГО АНАЛИЗА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Эта глава дает представление о технике проведения социологического анализа международных отношений, помогает овладеть приемами и методами их исследования. Уметь подобрать адекватные инструменты анализа, включая соблюдение процедуры предварительной работы и формулировать выводы в форме, допускающей их проверку, в сочетании с постоянным оттачиванием техники проведения эмпирического анализа означает быть функционально грамотным.
Для приобретения этих качеств студент должен будет:
знать
• структурную последовательность процедур авторского социологического исследования;
• специфику проведения вторичного анализа социологических исследований;
уметь
• осуществлять все предусмотренные организацией социологического исследования процедуры анализа;
• использовать в социологическом исследовании данные теории международных отношений, политологии, естественных наук и математики;
владеть
• логикой эмпирического анализа международных отношений;
• навыками работы с научной литературой и с информацией в глобальных компьютерных сетях;
• навыком проведения профессионального анализа;
• способностью решения прикладных задач на рабочем месте.
Эмпирический анализ – это разработка и использование количественных и качественных характеристик изучаемого объекта или ситуации; применение определенных процедур и правил, суммирующих связь полученных аналитическим путем знаний об объекте или ситуации. В свою очередь, метод – определенный инструмент извлечения нового знания. В то же время в корпусе методов анализа международных процессов нет специально разработанных техник, учитывающих специфику объектов анализа и международной среды. Поэтому знание представленных во второй главе базовых теорий, объясняющих поведение международных акторов, является главным условием проведения социологического анализа объектов, участвующих в международных процессах.
Процедуры и правила исследования не только помогают логически суммировать полученные в результате наблюдения знания, но и прививают умение экономить и дисциплинировать мышление. Они представляют собой механизм добычи знания в форме программы исследования.
Правила предварительной работы
Правила подготовительной работы к исследованию предполагают знание ответов на пять вопросов:
• На какой вопрос отвечает исследование?
• С помощью какого метода может быть найден ответ?
• Какие данные необходимо собрать для ответа?
• От кого или где эти данные могут быть получены?
• Какие процедуры научного анализа необходимо соблюсти для получения валидных результатов?
Выполнение всех представленных здесь действий означает, что предварительный этап процесса исследования закончен и можно приступить к проектированию программы исследования.