Внешнеэкономическая стратегия Российской Федерации
Необходимость разработки и принятия стратегических концептуальных основ развития ВЭД определяется тем, что в долгосрочной перспективе в области внешнеэкономических связей Российской Федерации складывается качественно новая ситуация по сравнению с предшествующим периодом. Эта ситуация обусловлена следующими факторами:
• российские предприятия стали активнее выходить на мировой рынок и нуждаются в системной и масштабной поддержке государства;
• многие крупные проекты, имеющие существенное значение для российской экономики, реализуемы только в формате международного торгово-экономического сотрудничества;
• возможность для России стать центром и лидером интеграции на евразийском пространстве;
• необходимость создания в кратчайшие сроки всего спектра внешнеэкономических инструментов, которыми обладают развитые страны.
Создание условий для достижения Россией лидирующих позиций в глобальной экономике на основе эффективного участия в мировом разделении труда и повышения глобальной конкурентоспособности ее национального хозяйства в настоящее время является основной целью внешнеэкономической политики. Достижение этой цели предполагает:
• специализацию российской экономики на производстве высокотехнологичной продукции и товаров с высокой степенью переработки, а также на предоставлении интеллектуальных услуг;
• усиление позиций России на мировом рынке в качестве экспортера аграрной продукции, снижение зависимости от импорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия;
• обеспечение глобальной конкурентоспособности обрабатывающих отраслей с использованием инструментов таможенно-тарифной политики, регулирования внутренних рынков, привлечения иностранного капитала;
• обеспечение лидирующих позиций в осуществлении поставок энергоресурсов на мировые рынки на основе географической и продуктовой диверсификации экспорта, участия в формировании глобальной энергетической инфраструктуры и выработке правил функционирования глобальных энергетических рынков;
• реализацию конкурентных преимуществ в сфере транспорта, аграрном секторе и сфере переработки сырья;
• географическую диверсификацию внешнеэкономических связей, обеспечивающую закрепление позиций российских экспортеров и инвесторов на традиционных рынках и освоение новых рынков;
• создание евразийского экономического пространства с интеграционным ядром – ЕврАзЭС, а также обеспечение благоприятных условий для налаживания пограничного и межрегионального сотрудничества с участием субъектов Российской Федерации;
• выстраивание стабильных диверсифицированных связей с мировыми экономическими центрами, повышающих долговременную устойчивость развития российской экономики;
• укрепление торгово-экономических отношений с Китаем, Индией, Бразилией, Мексикой, ЮАР, Египтом, Саудовской Аравией, Южной Кореей, Турцией, странами АСЕАН и другими государствами Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего и Среднего Востока, Африки и Латинской Америки;
• повышение эффективности содействия российским компаниям и инвесторам за рубежом, совершенствование международной договорно-правовой базы во внешнеэкономической сфере.
Достижение стратегической цели внешнеэкономической политики обеспечивается в рамках реализации ее приоритетных направлений, с четкой увязкой действий по каждому из них с решаемыми внутренними задачами, потребностями и возможностями российской экономики на каждом из этапов перехода к инновационному социально ориентированному типу развития (рис. 2.1).
1. Обеспечение ведущих позиций России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг в соответствии с ее специализацией в глобальной научно-технологической сфере (авиастроение, ракетно-космическая промышленность и космические услуги, атомная энергетика, судостроение, информационные и телекоммуникационные технологии и, в перспективе, наноиндустрия).
Основными задачами внешнеэкономической политики России в области развития высоких технологий и основанных на них производств становятся:
• договорно-правовое обеспечение интересов России, включая вопросы доступа на рынки зарубежных стран и импорта в Россию технологий и высокотехнологичных товаров;
• обеспечение организационно-финансовой поддержки экспорта высокотехнологичных товаров и услуг, создание инфраструктуры обслуживания поставляемых товаров в зарубежных странах;
• формирование альянсов с ведущими мировыми компаниями, содействие переносу высокотехнологичных производств в Россию;
• содействие привлечению недостающих компетенций и технологий через систему международного научно-технологического сотрудничества;
• разработка перечня ключевых международных проектов с российским участием, включая строительство крупных исследовательских установок.
Рис. 2.1. Приоритетные направления внешнеэкономической политики России
2. Формирование конкурентоспособного сектора в обрабатывающей промышленности и сфере услуг, включая машиностроение, агропромышленный сектор и рыболовство, металлургию и химическую промышленность, строительство, а также отрасли, оказывающие услуги населению.
При этом основными задачами являются:
• расширение объемов и форм поддержки экспорта и российских инвестиций (в том числе прямых) за рубежом;
• содействие привлечению передовых иностранных технологий и компетенций, формированию кооперационных связей российских и зарубежных компаний;
• эффективное применение инструментов таможенно- тарифного регулирования для защиты внутренних рынков, включая реализацию принципа эскалации таможенного тарифа, расширения применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер для защиты внутренних рынков.
3. Интеграция России в глобальную транспортную систему и реализация транзитного потенциала российской экономики. Важнейшим фактором усиления геополитических позиций страны и географической диверсификации ее внешнеэкономической активности является интеграция России в глобальную транспортную систему на основе создания современной инфраструктуры и развития мультимодальных транспортных коридоров.
В этой связи к основным задачам относятся:
• повышение конкурентоспособности российских транзитных маршрутов;
• формирование единого транспортного пространства СНГ;
• создание в России крупных таможенно-логистических центров;
• реализация российских интересов при разработке международных правил грузового транзита.
4. Повышение роли России в обеспечении глобальной энергетической безопасности и укрепление ее позиций на рынке углеводородов. Основными задачами в данной области являются:
• страновая диверсификация экспорта энергоносителей (углеводородного топлива) и сохранение суверенного контроля над энергетическими ресурсами;
• реализация крупных инфраструктурных проектов, ориентированных на диверсификацию экспортных маршрутов и продвижение на новые рынки (в частности, нефтепроводная система "Восточная Сибирь – Тихий океан" и Балтийская трубопроводная система-2, нефтепровод Бургас – Александруполис, Северо-Европейский газопровод, газопровод "Южный поток", Прикаспийский газопровод);
• обеспечение содействия продвижению и закреплению российских компаний на рынках энергетических сервисных услуг и продукции с высокой степенью переработки в перспективных регионах Южной и Юго-Восточной Азии, Латинской Америки и Африки;
• выстраивание зарубежной логистической сети реализации российских углеводородов на основе перекрестного владения активами, включая газораспределительные и розничные сети продажи нефтепродуктов, подземные хранилища газа, нефтеперерабатывающие мощности, сети АЗС;
• создание интегрированного энергетического комплекса Россия-Европа, в том числе через обмен активами;
• строительство нефте- и газопроводов и заводов по сжижению газа на Дальнем Востоке;
• обеспечение участия России в выработке правил функционирования глобальных энергетических рынков.
5. Интеграция евразийского экономического пространства с центром в России. Поступательное наращивание интеграционных процессов в рамках ЕврАзЭС с постепенным вовлечением в эти процессы других стран евразийского пространства позволяет России выступить в роли интеграционного лидера ЕврАзЭС. С этой целью предстоит:
• продолжить развивать Таможенный союз Белоруссии, Казахстана и России, а также основные элементы единого экономического пространства в рамках ЕврАзЭС;
• обеспечить функционирование зоны свободной торговли в формате СНГ с возможным присоединением к ней ряда других стран;
• создать единую транспортную и энергетическую инфраструктуру;
• реализовать совместные программы и проекты в ключевых областях экономики;
• эффективно использовать созданный механизм содействия производственной кооперации и взаимным инвестициям государств – участников СНГ.
6. Создание в России международного финансового центра и превращение рубля в региональную резервную валюту. Значительный рост капитализации российского фондового рынка обусловливает постановку и решение задачи создания в России международного финансового центра.
Благодаря этому будет расширен круг инвесторов, в том числе зарубежных, оперирующих на российских фондовых площадках, а российские предприятия получат возможность за счет эмиссии ценных бумаг привлечь значительные финансовые ресурсы для реализации своих проектов. Для этого предстоит:
• осуществить нормативно-правовое и договорно-политическое обеспечение создания международного финансового центра;
• на законодательном уровне закрепить требования к организациям, осуществляющим или обслуживающим торговлю ценными бумагами, ввести в правовое поле понятие производных финансовых инструментов, усилить защиту прав инвесторов на рынке ценных бумаг;
• сформировать финансовую инфраструктуру международного финансового центра, обеспечить продвижение бренда России за рубежом, упростить визовый режим для иностранных граждан, прибывающих в Россию в деловых целях и (или) на короткий срок;
• превратить рубль в региональную резервную валюту.
7. Усиление роли России в формировании мирового
экономического порядка. Деятельность России в ведущих международных институтах должна заключаться в максимально активном участии в них как в решении глобальных проблем, так и в создании благоприятных условий для решения ее внешнеэкономических задач. По мере становления в качестве одного из глобальных лидеров Россия будет все больше заинтересована в стабилизации и дальнейшем реформировании многосторонних институтов экономического регулирования.
После присоединения к ВТО актуальной становится задача вступления в Организацию экономического сотрудничества и развития на условиях учета экономических интересов России. Следует активизировать работу в АТЭС, Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и других региональных экономических объединениях.