Внешнеэкономическая стратегия Российской Федерации

Необходимость разработки и принятия стратегических концептуальных основ развития ВЭД определяется тем, что в долгосрочной перспективе в области внешнеэкономических связей Российской Федерации складывается качественно новая ситуация по сравнению с предшествующим периодом. Эта ситуация обусловлена следующими факторами:

• российские предприятия стали активнее выходить на мировой рынок и нуждаются в системной и масштабной поддержке государства;

• многие крупные проекты, имеющие существенное значение для российской экономики, реализуемы только в формате международного торгово-экономического сотрудничества;

• возможность для России стать центром и лидером интеграции на евразийском пространстве;

• необходимость создания в кратчайшие сроки всего спектра внешнеэкономических инструментов, которыми обладают развитые страны.

Создание условий для достижения Россией лидирующих позиций в глобальной экономике на основе эффективного участия в мировом разделении труда и повышения глобальной конкурентоспособности ее национального хозяйства в настоящее время является основной целью внешнеэкономической политики. Достижение этой цели предполагает:

• специализацию российской экономики на производстве высокотехнологичной продукции и товаров с высокой степенью переработки, а также на предоставлении интеллектуальных услуг;

• усиление позиций России на мировом рынке в качестве экспортера аграрной продукции, снижение зависимости от импорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия;

• обеспечение глобальной конкурентоспособности обрабатывающих отраслей с использованием инструментов таможенно-тарифной политики, регулирования внутренних рынков, привлечения иностранного капитала;

• обеспечение лидирующих позиций в осуществлении поставок энергоресурсов на мировые рынки на основе географической и продуктовой диверсификации экспорта, участия в формировании глобальной энергетической инфраструктуры и выработке правил функционирования глобальных энергетических рынков;

• реализацию конкурентных преимуществ в сфере транспорта, аграрном секторе и сфере переработки сырья;

• географическую диверсификацию внешнеэкономических связей, обеспечивающую закрепление позиций российских экспортеров и инвесторов на традиционных рынках и освоение новых рынков;

• создание евразийского экономического пространства с интеграционным ядром – ЕврАзЭС, а также обеспечение благоприятных условий для налаживания пограничного и межрегионального сотрудничества с участием субъектов Российской Федерации;

• выстраивание стабильных диверсифицированных связей с мировыми экономическими центрами, повышающих долговременную устойчивость развития российской экономики;

• укрепление торгово-экономических отношений с Китаем, Индией, Бразилией, Мексикой, ЮАР, Египтом, Саудовской Аравией, Южной Кореей, Турцией, странами АСЕАН и другими государствами Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего и Среднего Востока, Африки и Латинской Америки;

• повышение эффективности содействия российским компаниям и инвесторам за рубежом, совершенствование международной договорно-правовой базы во внешнеэкономической сфере.

Достижение стратегической цели внешнеэкономической политики обеспечивается в рамках реализации ее приоритетных направлений, с четкой увязкой действий по каждому из них с решаемыми внутренними задачами, потребностями и возможностями российской экономики на каждом из этапов перехода к инновационному социально ориентированному типу развития (рис. 2.1).

1. Обеспечение ведущих позиций России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг в соответствии с ее специализацией в глобальной научно-технологической сфере (авиастроение, ракетно-космическая промышленность и космические услуги, атомная энергетика, судостроение, информационные и телекоммуникационные технологии и, в перспективе, наноиндустрия).

Основными задачами внешнеэкономической политики России в области развития высоких технологий и основанных на них производств становятся:

• договорно-правовое обеспечение интересов России, включая вопросы доступа на рынки зарубежных стран и импорта в Россию технологий и высокотехнологичных товаров;

• обеспечение организационно-финансовой поддержки экспорта высокотехнологичных товаров и услуг, создание инфраструктуры обслуживания поставляемых товаров в зарубежных странах;

• формирование альянсов с ведущими мировыми компаниями, содействие переносу высокотехнологичных производств в Россию;

• содействие привлечению недостающих компетенций и технологий через систему международного научно-технологического сотрудничества;

• разработка перечня ключевых международных проектов с российским участием, включая строительство крупных исследовательских установок.

Рис. 2.1. Приоритетные направления внешнеэкономической политики России

2. Формирование конкурентоспособного сектора в обрабатывающей промышленности и сфере услуг, включая машиностроение, агропромышленный сектор и рыболовство, металлургию и химическую промышленность, строительство, а также отрасли, оказывающие услуги населению.

При этом основными задачами являются:

• расширение объемов и форм поддержки экспорта и российских инвестиций (в том числе прямых) за рубежом;

• содействие привлечению передовых иностранных технологий и компетенций, формированию кооперационных связей российских и зарубежных компаний;

• эффективное применение инструментов таможенно- тарифного регулирования для защиты внутренних рынков, включая реализацию принципа эскалации таможенного тарифа, расширения применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер для защиты внутренних рынков.

3. Интеграция России в глобальную транспортную систему и реализация транзитного потенциала российской экономики. Важнейшим фактором усиления геополитических позиций страны и географической диверсификации ее внешнеэкономической активности является интеграция России в глобальную транспортную систему на основе создания современной инфраструктуры и развития мультимодальных транспортных коридоров.

В этой связи к основным задачам относятся:

• повышение конкурентоспособности российских транзитных маршрутов;

• формирование единого транспортного пространства СНГ;

• создание в России крупных таможенно-логистических центров;

• реализация российских интересов при разработке международных правил грузового транзита.

4. Повышение роли России в обеспечении глобальной энергетической безопасности и укрепление ее позиций на рынке углеводородов. Основными задачами в данной области являются:

• страновая диверсификация экспорта энергоносителей (углеводородного топлива) и сохранение суверенного контроля над энергетическими ресурсами;

• реализация крупных инфраструктурных проектов, ориентированных на диверсификацию экспортных маршрутов и продвижение на новые рынки (в частности, нефтепроводная система "Восточная Сибирь – Тихий океан" и Балтийская трубопроводная система-2, нефтепровод Бургас – Александруполис, Северо-Европейский газопровод, газопровод "Южный поток", Прикаспийский газопровод);

• обеспечение содействия продвижению и закреплению российских компаний на рынках энергетических сервисных услуг и продукции с высокой степенью переработки в перспективных регионах Южной и Юго-Восточной Азии, Латинской Америки и Африки;

• выстраивание зарубежной логистической сети реализации российских углеводородов на основе перекрестного владения активами, включая газораспределительные и розничные сети продажи нефтепродуктов, подземные хранилища газа, нефтеперерабатывающие мощности, сети АЗС;

• создание интегрированного энергетического комплекса Россия-Европа, в том числе через обмен активами;

• строительство нефте- и газопроводов и заводов по сжижению газа на Дальнем Востоке;

• обеспечение участия России в выработке правил функционирования глобальных энергетических рынков.

5. Интеграция евразийского экономического пространства с центром в России. Поступательное наращивание интеграционных процессов в рамках ЕврАзЭС с постепенным вовлечением в эти процессы других стран евразийского пространства позволяет России выступить в роли интеграционного лидера ЕврАзЭС. С этой целью предстоит:

• продолжить развивать Таможенный союз Белоруссии, Казахстана и России, а также основные элементы единого экономического пространства в рамках ЕврАзЭС;

• обеспечить функционирование зоны свободной торговли в формате СНГ с возможным присоединением к ней ряда других стран;

• создать единую транспортную и энергетическую инфраструктуру;

• реализовать совместные программы и проекты в ключевых областях экономики;

• эффективно использовать созданный механизм содействия производственной кооперации и взаимным инвестициям государств – участников СНГ.

6. Создание в России международного финансового центра и превращение рубля в региональную резервную валюту. Значительный рост капитализации российского фондового рынка обусловливает постановку и решение задачи создания в России международного финансового центра.

Благодаря этому будет расширен круг инвесторов, в том числе зарубежных, оперирующих на российских фондовых площадках, а российские предприятия получат возможность за счет эмиссии ценных бумаг привлечь значительные финансовые ресурсы для реализации своих проектов. Для этого предстоит:

• осуществить нормативно-правовое и договорно-политическое обеспечение создания международного финансового центра;

• на законодательном уровне закрепить требования к организациям, осуществляющим или обслуживающим торговлю ценными бумагами, ввести в правовое поле понятие производных финансовых инструментов, усилить защиту прав инвесторов на рынке ценных бумаг;

• сформировать финансовую инфраструктуру международного финансового центра, обеспечить продвижение бренда России за рубежом, упростить визовый режим для иностранных граждан, прибывающих в Россию в деловых целях и (или) на короткий срок;

• превратить рубль в региональную резервную валюту.

7. Усиление роли России в формировании мирового

экономического порядка. Деятельность России в ведущих международных институтах должна заключаться в максимально активном участии в них как в решении глобальных проблем, так и в создании благоприятных условий для решения ее внешнеэкономических задач. По мере становления в качестве одного из глобальных лидеров Россия будет все больше заинтересована в стабилизации и дальнейшем реформировании многосторонних институтов экономического регулирования.

После присоединения к ВТО актуальной становится задача вступления в Организацию экономического сотрудничества и развития на условиях учета экономических интересов России. Следует активизировать работу в АТЭС, Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и других региональных экономических объединениях.