Внешнеэкономическая деятельность Японии
В начале XXI в. внешнеэкономические факторы не только занимают важное место в экономической политике Японии, но и оказывают существенное влияние на развитие страны в целом. Характер и направления внешнеэкономической деятельности связаны с особенностями развития Японии, о которых уже шла речь в данной главе.
Внешнеэкономическую деятельность регулирует министерство торговли, экономики и промышленности Японии. Его основными задачами являются определение главных направлений развития внешнеэкономических связей, обеспечение необходимых размеров закупок сырьевых и топливных ресурсов, оказание помощи в структурной перестройке промышленности, содействие малому и среднему бизнесу, защита прав интеллектуальной собственности.
Необеспеченность топливно-энергетическими и минеральными ресурсами предопределила основную цель внешнеторговой политики. Активный, а нередко агрессивный экспорт являлся основным источником получения валюты для приобретения необходимых ресурсов, продовольствия и главным фактором, стимулирующим экономический рост. Благодаря динамичному развитию внешней торговли удавалось смягчать социально-экономические проблемы страны.
Завоевание мировых рынков осуществлялось благодаря высокому качеству продукции, использованию современных технологий, быстрой смене моделей товаров. Япония занимает пятое место в мировом товарном экспорте и шестое место в объеме мирового импорта. Доля экспорта в ВВП Японии росла в среднем на 9% в год (2002-2007 гг.) и достигла 16% в 2007 г. Вклад экспорта в экономический рост в 2002-2008 гг. оценивался в 50%. В результате мирового финансово-экономического кризиса объемы экспорта и импорта снизились и профицит внешнеторгового баланса сократился в 2 раза, а позднее появился дефицит по торговым платежам.
К основным статьям японского экспорта относится продукция обрабатывающей промышленности и в первую очередь машиностроения, растет экспорт автомобилей, мотоциклов и автомобильных деталей, судов, металлообрабатывающих станков, средств связи, продукции химической промышленности, текстильных тканей.
Большую роль в расширении японского экспорта играют информационная техника и технологии, а также детали и компоненты, используемые для информационного обеспечения. Япония сохраняет одно из лидирующих мест в мире в экспорте товаров с высокой добавленной стоимостью. Повышается наукоемкость и техническая сложность экспортной продукции. По данным Всемирного экономического форума, в 2006-2007 гг. Япония занимала 1-е место среди развитых стран по общему индексу инновационности экономики.
В начале XXI в. произошли изменения в географической и товарной структуре внешней торговли Японии.
В последние годы японским компаниям удалось диверсифицировать свои экспортные поставки за счет проникновения на новые развивающиеся рынки. Роль Азиатского региона значительно выросла главным образом благодаря развитию торговли с Китаем. Япония стала уделять больше внимания рынкам Индии, стран Латинской Америки, Австралии, новой Зеландии, России. Значимость рынка США и зависимость от него японского экспорта сокращается.
В развитии японской экономики растет значение импорта. Происходит ряд изменений в характере и структуре импорта. Во-первых, несмотря на экономический рост и расширение объемов производства, потребность в импорте сырья не выросла, что объясняется
успехами японских компаний по энергосбережению и экономии ресурсов. Во-вторых, в японском импорте увеличивается доля готовой продукции и полуфабрикатов, которая в общей стоимости импорта составляет более 60%. Причем характерно, что быстрее всего увеличиваются объемы импорта этих товаров из стран Восточной Азии, которые поставляют в Японию продукцию общего машиностроения, электромашиностроения, транспортного машиностроения, бытовую электронику, игрушки, текстильные изделия, продукты повседневного спроса.
Углубление взаимосвязей между Японией и странами Восточной Азии говорит о развитии производственной кооперации между ними, в которой Япония выполняет более сложные, высокотехнологичные операции. Страны Восточной Азии являются крупнейшими потребителями японских товаров: 50% японского экспорта машиностроительной продукции (машины, оборудование, детали, узлы, компоненты) приходится на этот регион.
Интернационализация японских компаний находится в русле развития мирового хозяйства. Например, металлургические предприятия Японии выносят производства в страны Юго-Восточной Азии с дешевой рабочей силой и превращают их в свою производственную базу. Эти страны в свою очередь экспортируют в Японию текстиль, металлопродукцию, химические удобрения, некоторые виды машиностроения, производство которых в Японии сокращается.
В начале XXI в., несмотря на большое положительное сальдо торгового баланса, внешняя торговля уже не является, как прежде, единственно важным источником поступления средств по текущим статьям платежного баланса. Во внешнеэкономической деятельности происходят перемены, связанные с изменением соотношения между экспортом товаров и экспортом капитала за счет быстрого роста последнего. Увеличиваются масштабы участия страны в мировых хозяйственных связях. Это связано прежде всего с увеличением объемов зарубежных инвестиций и зарубежного предпринимательства японских компаний. С 2002 по 2008 г. в форме прямых инвестиций было вывезено за рубеж более 300 млрд долл., а портфельные инвестиции составили около 900 млрд долл. Основная часть доходов японский компаний и банков формировалась за счет портфельных инвестиций, но одновременно увеличивались объемы и доходы от вывоза прямых инвестиций. Главными получателями японского капитала являются США, страны Западной Европы и Восточной Азии. По величине зарубежных активов
Япония занимает 5-е место среди развитых стран (США, Великобритании, Германии, Франции).
Основные отрасли, привлекающие капиталовложения японских компаний, относятся к сфере услуг, финансовой и страховой деятельности, оптовой и розничной торговле, недвижимости. Значительные ресурсы направлены в транспортное машиностроение, химическую и фармацевтическую промышленность.
Основными инвесторами традиционно являются автомобилестроительные корпорации Японии, которые производят за рубежом больше продукции, чем у себя на родине. Роль зарубежного производства в развитии японской промышленности растет. Прямые зарубежные инвестиции японских компаний в отрасли транспортного машиностроения и автомобилестроения способствуют увеличению доли зарубежного производства в общем объеме продаж японских предприятий. Восемь японских компаний по объему заграничных активов входят в число 50 крупнейших инвесторов. Среди них можно выделить фирмы "Хитачи", "Тойота". Японский капитал инвестируется в страны Восточной Азии и США, активизирует свою деятельность в Китае, который имеет емкий внутренний рынок и пока еще дешевую рабочую силу.
В период экономического подъема возросло влияние прямых и портфельных иностранных инвестиций на развитие японской промышленности. Основными инвесторами в японскую экономику являются страны ЕС, страны Северной Америки и Азии, Центральная и Южная Америка. Прямые иностранные инвестиции вложены главным образом в финансовую и страховую сферы и составляют 40% от объема привлеченных прямых иностранных инвестиций в стране. Крупные американские компании и банки занимают доминирующие позиции в этих отраслях. Для иностранного капитала привлекательны и другие отрасли экономики: электромашиностроение, химическая и фармацевтическая промышленность, транспортное машиностроение. Основной формой прямых иностранных инвестиций является приобретение контрольного пакета акций японских компаний или их поглощение зарубежными предприятиями.
В начале 2000-х гг. американские и западноевропейские компании получили возможность скупать японские предприятия, которые находились в сложном финансовом положении. На приобретение иностранцами японских компаний приходилась третья часть всех слияний и поглощений.
Трансграничные слияния и поглощения осуществляются с определенными трудностями. Это объясняется национальными политическими интересами и тем, что японские предприниматели предпочитают вести бизнес с отечественными фирмами, а не с иностранными конкурентами, которые проводят более жесткую политику и часто не понимают специфики страны. Продажа фирм иностранцам долгое время, а порой и сегодня считается крайней мерой решения возникших трудностей.
В последние годы растут масштабы привлеченных портфельных инвестиций, и с 2002 до 2008 г. объем накопленных иностранных портфельных инвестиций увеличился более чем в 2 раза. Значительная часть акций, облигаций и других долговых обязательств японских компаний и банков, приобретенных иностранными инвесторами, приходится на развитые страны и в первую очередь на США. Такой рост портфельных инвестиций объясняется значительным улучшением экономической коньюктуры, что стимулировало рост курса акций японских компаний. Структурные реформы, начавшиеся в 1990-е гг., также способствовали созданию привлекательного и более открытого предпринимательского климата.
Японское правительство предпринимает шаги к либерализации торговли товарами и услугами, инвестиционной деятельности с членами интеграционных образований, созданию двусторонних альянсов с ориентиром на зоны свободной торговли и региональную экономическую политику. Организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) является приоритетным направлением в области торговых отношений. На ее долю приходится около 3/4 японского экспорта и 40% прямых инвестиций Японии за границей. Япония также является участницей "АСЕАН плюс 3" - страны АСЕАН плюс Китай, Япония, Корея. Планируется создание зоны свободной торговли с этими странами.
Внешнеторговая политика Японии регулируется также через формирование различных альянсов в рамках ВТО. Например, страна принимает участие в группе "квадро", которая была создана для обсуждения торговых отношений между США, Японией, Китаем, Канадой. В этой группе обсуждаются вопросы либерализации внешнеторговых отношений, взаимное открытие рынка услуг и инвестиций. Перед проведением очередного раунда ВТО страны согласовывают свои позиции по конкретным вопросам повестки.
Внешнеэкономическая стратегия страны направлена не только на развитие многостороннего сотрудничества в области торговли, но и на двухсторонние отношения. Министерство экономики, торговли и промышленности составило документ, в котором рассматриваются основные направления деятельности Японии по развитию отношений с отдельными странами Азиатско-тихоокеанского региона. В частности, Япония стремится заключать двусторонние соглашения о свободной торговле и экономическом партнерстве.
Подписано соглашение о создании зоны свободной торговли с Сингапуром, которое предусматривает беспошлинный экспорт японских товаров в Сингапур и ликвидацию торговых барьеров на значительную часть экспорта сингапурских товаров в Японию. Принимая во внимание низкую конкурентоспособность японских сельскохозяйственных товаров, это соглашение не распространяется на экспорт сельскохозяйственной продукции из Сингапура в Японию.
Было подписано соглашение с Мексикой, по которому она пошла на уступки Японии, разрешив увеличить экспорт стальных изделий и автомобилей, а Япония в свою очередь смягчила позицию в допуске сельскохозяйственной продукции на внутренний рынок. Это было важное соглашение для обеих стран, принимая во внимание, что в Мексике собираются японские автомобили и экспортируются в США.
В рамках стратегии построения отношений на основе двусторонних альянсов подписываются договора об экономическом партнерстве. Предварительно определяются цели таких соглашений, их целесообразность - будет ли соглашение способствовать улучшению деятельности японских компаний за рубежом, приведет ли оно к отмене ограничений в торговле, появятся ли новые поставщики минеральных ресурсов и продуктов питания на японском рынке, будет ли этот договор содействовать структурным реформам и притоку квалифицированной рабочей силы.
Активно развивается взаимовыгодное двустороннее сотрудничество между Японией и Индией. В 2007 г. подписаны соглашения, предусматривающие новые направления японо-индийского стратегического и глобального партнерства. Растет торговля между двумя странами, увеличиваются потоки капиталовложений в индийскую экономику. Индия является третьим по важности после Австралии и Бразилии поставщиком железо-рудного сырья в Японию, морепродуктов, овощей, фруктов. По данным Японского банка международного сотрудничества именно Индия сейчас считается наиболее привлекательным объектом вложения долгосрочных японских инвестиций и крупнейшим получателем японской официальной помощи развитию.
В то время как Япония переживала длительный экономический застой, началось бурное развитие Китая. Между двумя странами идет борьба за место лидера в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Япония проводит активную политику, пытаясь удержать свои позиции и авторитет в этой группе стран. Являясь активным членом интеграционных образований, она не считается центральным ядром этих объединений и проявляет некоторую осторожность и сдержанность в своих действиях.
В перспективе Японии все труднее будет конкурировать с Китаем и Индией на мировых рынках товаров производственного назначения. Однако она сохраняет свои позиции как источник финансовых ресурсов, технологий и опыта управления.
На протяжении длительного времени Япония является одним из внешнеторговых партнеров нашей страны. Торгово-экономические отношения с Японией регулируются торговым договором от 1957 г., предусматривающим взаимное предоставление режима наиболее благоприятствующей нации. Срок действия договора продлевается автоматически.
Советский Союз поставлял в Японию лес, нефть, уголь, чугун, минеральные удобрения. Из Японии в СССР вывозился стальной прокат, трубы, оборудование для промышленных предприятий. В основе этих экономических отношений лежал принцип обмена сырья на оборудование. Взаимная торговля развивалась достаточно динамично.
Со временем произошло заметное сокращение масштабов экономического сотрудничества. Это связано с тем, что появились новые поставщики сырьевых ресурсов на японский рынок и обострился спор вокруг проблемы так называемых северных территорий. Значительное сокращение размеров торговли произошло в 1990-е гг., но впоследствии наблюдалась активизация торговых отношений и расширение товарооборота.
Динамичный рост российско-японской торговли продолжался до 2008 г. и был прерван глобальным финасово-экономическим кризисом. Объем торговли в 2008 г. составил 30 млрд долл., а потом сократился почти в 2 раза. Япония занимает 6-е место среди торговых партеров России, а по импорту находится на 3-м месте (после Китая и Германии). Доля России в общем объеме внешней торговли Японии составляет около 2%, что ставит нашу страну на 16-е место среди крупнейших торговых партнеров Японии.
Россия экспортирует в Японию нефть, нефтепродукты (более 50% экспорта), металлы (более 30% экспорта), уголь, лесоматериалы, продукцию рыболовства. В импорте из Японии преобладают машино-техническая продукция, дорожно-стороительная техника, электробытовые приборы, средства связи, потребительские товары длительного пользования: бытовые электроприборы, автомобили. Россия импортирует в возрастающих размерах рыбу и рыбную продукцию из Японии.
Улучшаются условия внешнеторгового страхования. Российские банки и компании получают от японских банков кредиты на закупку японской техники и телекоммуникационного оборудования. Важную роль в развитии торговых отношений играют взаимоотношения между северо-западными префектурами Японии и дальневосточными районами России.
Япония не занимается активной инвестиционной деятельностью в России и значительно отстает в этой сфере от наших партнеров из стран ЕС и США. Японские капиталовложения составляют около 1,5% от общей величины прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в России. Наибольший вес в структуре ПИИ занимает производство легковых автомобилей, оптовая торговля, производство пиломатериалов, оказание услуг, связанных с добычей нефти и газа. Доля России в японском экспорте ПИИ мала и оценивается в 0,1%.
Однако в последнее время японские инвесторы стали проявлять больше интереса к российскому рынку. В первую очередь это связано с освоением и разработкой полезных ископаемых и лесных ресурсов в Восточной и Западной Сибири, Якутии, нефтегазовых месторождений на шельфе Сахалина.
Япония потребляет примерно половину мирового экспорта сжиженного природного газа (СПГ). "Газпром" развивает сотрудничество с японской стороной по транспортировке сжиженного природного газа со Штокмановского месторождения. Для развития инвестиционного сотрудничества была создана российско-японская организация содействия торговле и инвестициям.
Крупнейшие японские промышленные компании "Mitsui", "Mitsubishi", "Toyota" заинтересованы в развитии сотрудничества в автомобильной промышленности, авиастроении, судостроении, энергетическом машиностроении. Строительство сборочных предприятий под Санкт-Петербургом компаниями "Тойота" и "Ниссан" способствует налаживанию инвестиционных связей.
В 2010 г. в числе основных проектов японских компаний в России выделяются пять направлений. Намечен выход на российский рынок лидера в области интернет-банкинга в Японии "SBI Holdings", строительство шинного завода "Yokohama Rubber" в Липецкой области, открытие в Москве магазина одежды "Юникло". Также завершается строительство автозавода "Misubishi Motor" и "Peugeot Citroen" в Калужской области и завода по производству строительной техники в Ярославле.
Российско-японская комиссия по научно-техническому сотрудничеству приняла план, который предусматривает развитие 24 проектов на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири и 33 проектов по пяти приоритетным направления модернизации экономики России.
Укрепляется взаимодействие в сфере информационно-комуникационных технологий. Завершены работы по совместной прокладке оптоволоконного кабеля между Сахалином и о. Хоккайдо компаниями "Транстелеком" и "Эн.Ти.Ти", что позволит передавать в высокоскоростном режиме цифровые данные из Японии в Европу.
Растет интерес к России со стороны банковского сектора и страховых компаний Японии. Банковские холдинги "Токио-МицубисиЮ.Эф.Джей", "Мидзухо" и финансовая корпорация "Номура Секэн" начали работать в России, открыв свои представительства.
Двусторонние экономические отношения между Россией и Японией пока еще не использовали имеющийся потенциал развития и имеют предпосылки к активизации взаимного экономического, научно-технического сотрудничества.