Либерализация рынка для иностранных компаний в рамках ВТО
При присоединении к ВТО КНР взяла на себя беспрецедентные по своим масштабам обязательства по снижению уровня защиты национального рынка. За два года после присоединения было пересмотрено порядка 2300 юридических документов в целях в целях приведения хозяйственного законодательства в соответствие с требованиями ВТО. К началу 2005 г. средневзвешенная ставка таможенного тарифа была снижена до 9,7%, что представляет собой самый низкий уровень в группе развивающихся стран. Уровень тарифов на сельскохозяйственную продукцию в КНР является более низким не только в сравнении с другими развивающимися странами, но он также ниже, чем в ЕС и Японии. Наиболее значительно был снижен уровень импортных тарифов па автомобили (с 200–250 до 25%), автокомплектующие (со 100– 150 до 10%), бобы сои (с 60 до 3%). При вступлении в ВТО КНР полностью связал уровень адвалорных импортных тарифов, при этом средний уровень применяемых тарифов практически соответствует уровню связывания[1].
Заметно сузилась сфера применения мер нетарифного регулирования. Количественные ограничения, распространявшиеся в 2000 г. на 20% китайского импорта, были полностью отменены в конце 2004 г. Были уменьшены и другие барьеры на пути импорта, в частности упрошена процедура импортного лицензирования. По соглашениям с ВТО была ослаблена государственная монополия во внешнеэкономической сфере.
В сфере услуг, практически закрытой для зарубежного бизнеса в течение всего предшествовавшего периода реформ, КНР по соглашениям с ВТО взяла на себя близкие к уровню развитых стран обязательства о доступе на рынок[2]. Открытие доступа для иностранных компаний в наиболее чувствительные сферы экономики (финансовый сектор, телекоммуникации, операции на фондовом рынке и др.) сопровождалось рядом ограничений и установлением высоких барьеров на вхождение в отрасль. Наибольшее количество ограничений на долю иностранной собственности и сферу деятельности сохранено в медицинских услугах, телекоммуникациях, розничной торговле (крупных сетях) и финансовых услугах.
Присоединившись к Соглашению о торговых аспектах инвестиционных мер (ТРИМС), КНР отказалась от таких мер промышленной политики, как требования к иностранному инвестору осуществлять НИОКР в КНР или передавать китайскому производителю определенную технологию. Аннулированы статьи законов, предписывающие инвесторам из других стран закупать определенную часть сырья и оборудования на внутреннем рынке и использовать преимущественно местный персонал. Отменены также требования об обязательной экспортной деятельности предприятий с иностранными инвестициями.
Либерализация рынка в рамках ВТО не привела к вытеснению китайского бизнеса из соответствующих отраслей и сфер экономики. Так, несмотря на открытие банковского сектора для иностранных игроков, их доля в совокупных банковских активах не превышает 2%. Не подтвердились и опасения в отношении быстрого проникновения иностранных компаний на рынок телекоммуникаций, рынок страховых услуг (доля иностранных компаний составляет менее 4%) и в некоторые другие сферы деятельности.
После либерализации рынка в рамках выполнения обязательств перед ВТО в КНР стали возрождаться протекционистские настроения. Элементы протекционизма проявляются в более широком применении таких нетарифных методов регулирования, как технические стандарты, требования к безопасности продуктов питания, а также методы налогового стимулирования и субсидирование производства. Усиление протекционизма в КНР связано с общим курсом властей на поддержку национального бизнеса. Иностранные компании все чаще жалуются на сложности при выходе на китайский рынок, особенно в стратегически значимые для КНР отрасли и производства. Из ряда китайских отраслей иностранные фирмы вытесняются.
По соглашению с ВТО иностранные инвесторы были допущены на китайский рынок СиП. Однако в середине 2000-х гг. политика КНР в отношении сделок но СиП была ужесточена. Стали высказываться опасения о том, что либерализация ведет к распродаже китайских брендов и ценных активов но заниженной цене. Противники либерализации в КНР отмечали, что иностранные инвесторы заняли господствующие позиции в ключевых отраслях китайской экономики, а отечественные бренды потеряли свое влияние. Так, по оценке, данной экспертами в 2007 г., семь из восьми крупнейших китайских производителей напитков объединились с компаниями Coca-Cola и Pepsico, и иностранные бренды занимают 90% рынка. На рынке косметики доля иностранных брендов составляет 75%, на рынке продуктов питания – 30%, на рынке лекарственных средств – 40%). Меры регулирования сделок по СиП, введенные в 2006 г., устанавливают, что любая крупная сделка должна быть рассмотрена Министерством коммерции КНР или Государственной администрацией КНР по промышленности и торговле. Существует список отраслей и предприятий, для которых поглощения иностранными компаниями запрещены из-за необходимости защиты известных китайских торговых марок и из соображений национальной экономической безопасности. Ужесточение курса в отношении сделок по СиП привело их к сокращению в общем объеме поступающих в страну иностранных инвестиций (рис. 22.4).